|
Образ и характер Щукаря по роману Поднятая целина (Шолохов М. А.)
Шолохов — один из тех писателей, которые видят жизнь во всей ее полноте, во всех ее переходах от величественного, трагического до комического. Он обладает счастливым даром видеть смешное в жизни. В. И. Ленин говорил Горькому: «Юмор — прекрасное, здоровое качество... А смешного в жизни, пожалуй, не меньше, чем печального, право, не меньше» Герои Шолохова умеют увидеть смешное не только в окружающих, но и в самих себе; Григорий Мелехов в замечательной сцене, когда хуторские женщины осмеяли атамана Фомина, призывавшего казаков подниматься против советской власти, вытирая слезы, выступившие на глазах от смеха, думает: «Хорошо, что веселый народ мы, казаки. Шутка у нас гостюет чаще, чем горе, а не дай бог делали бы всё всерьез, при такой жизни давно бы и завеситься можно!» «Веселый народ» — народ, верящий в жизнь, верящий в будущее. Именно на этой народной основе и возникает юмор в романах Шолохова. Он создал один из самых замечательных комических образов в литературе— образ деда Щукаря. Пантелей Прокофьевич, дед Сашка, Авдей Брех из «Тихого Дона» должны отступить перед ним. Образ деда Щукаря не только близок в ряде мотивов народному творчеству (покупка кобылы у цыган, рассказ о том, как поп исповедовал Демида Молчуна), но и вырастает на основе реальных событий неповторимых лет коллективизации. Комический конфликт как раз и рождается из несоответствия между воображаемым и действительным, несоответствия между тем, каков дед Щукарь на самом деле, и тем, каким он сам себя представляет. В представлении Щукаря о себе он «страдалец за советскую власть», «герой», решительный, храбрый, порой вспыльчивый человек, готовый в минуту гнева «жизни р-решить» не только кобеля, распластавшего его шубу, но и Титка, и титкову бабу. Щукарь хотел бы быть таким, как Давыдов, Нагульнов, Размётнов; идеал его, таким образом, в настоящем. Он хотел бы подражать достойным людям, но жизнь его была прожита в другие времена; она так сложилась, воспитала его так, что стал Щукарь хуторским вралем, несусветным хвастуном, пустым человеком. Вместе с изменением действительности претерпел изменение и идеал деда Щукаря. Если до революции он изображал себя в своих рассказах «справным» хозяином, необычайно удачливым но всех своих делах и начинаниях, то после революции он чувствует и понимает, что новое время ему — бедняку — открывает самые широкие возможности для подлинной человеческой жизни. Он на стороне советской власти, числит себя в активистах, но жизнь уже прожита, и дед остается Щука-рем, охочим до всяких побасенок и рассказов о своей жизни. Щукарь очень высоко оценивает свое слово, оно кажется ему мудрым и полновесным: «Уж я редко гутарю, да метко. Мое слово, небось, не пройдет!», «Хучь оно хорошее слово, как мое, и серебро». Речь Щукаря пересыпана поговорками, пословицами. Поражает меткость его сравнений. «Чего же стоишь молчуном... Вот уродился человек от супругов — пенька да колоды», — подбадривает он Шалого, который никак не мог начать речь после своего премирования. Щукарь сам часто попадает в смешное положение и в то же время умеет подмечать смешное в жизни. Его рассказ о Демиде Молчуне построен по всем правилам сюжетного комического повествования. Рассказ о том, как во время причастия Демид Молчун потряс попа своим молчанием, завершается важным для всей комической сцены штрихом: «Как дюбнет Демида промеж глаз малым подсвечником!» — «Брешешь! Не вдарил», — перебивает его рокочущий бас Демида Молчуна. «Неужели не вдарил? — страшно удивился дед Щукарь.— Ну все равно, хотел, небось, вдарить...» И это «хоть, небось, вдарить» лучше всего характеризует деда Щукаря, бесспорно талантливого рассказчика, одного из безымянных творцов фольклора. Доля он был поп «дюбнуть Демида подсвечником», иначе картина была бы неполной, не вызвала бы того взрыва содёхаг который последовал за рассказом. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|