|
Образ и характер Григория Мелехова по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.)Образ Григория Мелехова стал одним из замечательных открытий мирового искусства XX века. На протяжении более чем десяти лет русской жизни, насыщенных такими значительными событиями, как империалистическая война, Февральская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, он проходит путь, на котором были обретения, надежды и утраты. Григорий Мелехов — великий художественный тип, история жизни его помогает глубже понять значение огромной исторической эпохи в судьбах всего человечества. «...Стоял он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их» — в этом писательском определении ключ к постижению образа Григория Мелехова. Григорий отринул старое, в огне гражданской войны развеялись все иллюзии, многие предрассудки, но он не принял новый мир, не понял того нового, что рождалось в муках и кровавых трагедиях. Мужественный искатель правды, смысла и цели жизни, он был бесстрашен перед людьми и перед собой. Трагедия Григория Мелехова, изображенная с такой художественной мощью в «Тихом Доне», утверждала веру в будущее; гуманизм великих целей, которые поставила перед собой революция, освещал самые драматические и жестокие страницы «Тихого Дона». В этом романе определилась одна из самых замечательных черт художественного гения Шолохова: для него человек, общество и окружающий мир — равноправные элементы художественного познания и изображения. Эта цельность мировосприятия заставляет вспомнить эпос древних. Человек и общество, природа и люди входят в поэтический мир Шолохова как нечто единое, связанное друг с другом и обусловленное друг другом. Шолохов неизмеримо расширил изобразительные возможности искусства, возможности психологического анализа эпическими параллелями жизни людей и мира природы. Григорий Мелехов, потерявший Аксинью и растерявший все жизненные связи, и выжженная палами степь; постаревшая Аксинья и увядающий ландыш; оскорбленная любовь Натальи и всесокрушающая степная гроза... В каждом из таких сопоставлений, сравнений человек не только открывается на большую глубину, но писатель одновременно позволяет нам увидеть те неисчислимые нити, которые соединяют человека и окружающий его мир. Мир природы не просто помогает познанию душевных чувств и переживаний человека. За этим открывается нечто большее и значительное — неостановимое движение жизни, бытия. Одной из примечательных черт поэтики Шолохова, обнаружившейся с такой глубиной в «Тихом Доне», стало волнующее открытие таинства жизни во всех ее неисчислимых проявлениях. Для Шолохова не существует непроходимой грани между так называемой мертвой и живой природой. Он видит на берегу Дона не просто гальку, серые камешки, а «нацелованную волной гальку». Над Доном «на дыбах ходил туман». О ветре он скажет «летел издалека» и «ветер снижался, падал на доцветающий куст шиповника». О ветре же Шолохов скажет «мокрогубый». «Суховей ищущими горячими губами целовал оголенные полные икры и шею Аксиньи». Такого рода параллели, сравнения, сопоставления нашли глубокое объяснение в современней науке. Некоторые замечательные достижения минералогии как раз связаны с тем, что сама жизнь минералов рассматривается в сопоставлении с живыми организмами. И когда читаешь подобного рода исследования, то видишь, что поэтический мир Шолохова в известной мере как бы предварял многие открытия современной науки. Сам подход его к человеку, к природе, к окружающему миру проникнут единым всепоглощающим чувством, утверждающим многообразие связей и единство того великого таинства, которое мы именуем жизнью. В то же время Шолохов — один из самых социальных писателей XX века. Его романы раскрывают драмы и конфликты, в которых осуществляется исторический прогресс, они обращены к коренным, переломной эпохам. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|