Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (Блок Александр)

Каждое стихотворение А. Блока воспринимается как часть единого целого – лирического романа, названного им «трилогией вочеловечения». Первый том этой трилогии – «теза» - «мгновение слишком яркого света». Лирический герой в нём – рыцарь, поклоняющейся Прекрасной Даме. Второй том – «антитеза». С небес герой опускается на землю и, пройдя «необходимый болотистый лес», оказывается в «страшном мире» города. Третий том – «синтез». Познав высший. «горний» мир, мир небесный и идеальный, пережив отчаяние от встречи со «страшным» земным миром, лирический герой «принимает жизнь» и «приветствует» её «звоном щита».

Раздел третьего тома «Родина», в который входит цикл – пятистишие «На поле Куликовом», является важным на пути осмысления Блоком исторической судьбы России.

Открывает цикл стихотворение «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Медленное, вдумчивое чтение этого стихотворения позволяет открыть в нём три плана.

Первый план – исторический. Перед нами воспоминание о Мамаевом побоище, которое произошло 8 сентября 1380 года на поле Куликовом между Доном и Непрядвой. Русское войско под предводительством Дмитрия Донского сразилось с ордынским войском хана Мамая.

Второй план – современность. Блок был убеждён, что Куликовская битва – символическое событие русской истории и такому событию суждено возвращение.

Третий план – вневременный, вечный, как борение света и тьмы, добра и зла в душе человека.

Проследим, как раскрываются эти три плана в стихотворении.

В первой строфе создаётся традиционный образ России, который «озвучивают» четыре основных мотива: мотив широкого пространства – «Река раскинулась», мотив покоя, малоподвижности и грусти – «Течёт, грустит лениво» и мотив скудости, убогости, бедности русского пейзажа:

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

Единственная шестистопная ямбическая строка, самая длинная в стихотворении, ассонанс на протяжное «и» создают медлительную, плавную, задумчивую интонацию.

Вторая строка «И моет берега», написанная коротким трёхстопным ямбом, вносит в картину покоя, лени и сна ноту тревоги и чувства опасности. «Моет» - значит «размывает», «разрушает».

В историческом плане «река» - Дон. Переправившись через него, русское войско отрезало себе путь к отступлению. Река подобна некоему Рубикону, рубежу, переход через который исключает всякую возможность повернуть назад. В 1908 году, в период написания цикла после революции 1905 года, Блок остро ощущает катастрофичность жизни, предчувствует «неслыханные перемены, невиданные мятежи».

Реку можно сравнить и с мифическим Стиксом, границей между земным и иным мирами.

Вторая строфа начинается с традиционного обращения лирического героя к родине: «О. Русь моя!». Как и герои «Слова о полку Игореве», он бросает прощальный взгляд назад: «О, Русская земля, ты уже за холмом!»

Необычным и смелым является второе обращение лирического героя к родине: «Жена моя!». Словно он подчёркивает, что его чувство к родине глубоко личное, навеки спаянное с ним. А может быть, Русь и есть та Светлая Величавая Жена, встречи с Которой так благоговейно и молитвенно ожидал лирический герой «Прекрасной Дамы».

Резкий анжанбеман (перенос) выделяет слово «до боли», которое вбирает в себя мотивы угрозы, грусти и убогости, звучавшие раньше:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Путь – центральный образ стихотворения, с ним связан настойчиво развивающийся мотив движения.

Необычным является то, что в стихотворении нет описания сражения, нет противостояния русских и монголо-татар. Татарская «тьма» заявлена всего лишь в нескольких словосочетаниях: «стрелой татарской древней воли», «ханской сабли сталь». Но слово «стрелой» - первое «предметное» существительное с историческим колоритом – является метафорой. Метафоричен и «путь». Его можно понимать не только как внешнее движение русского войска по степи, но и как историческое развитие России и как душевное борение:

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Стихийное, дикое, тёмное, как вольная татарская конница, живёт в груди, в душе.

Слова «степь», «степной», настойчиво повторяющиеся у Блока, в произведениях древнерусской литературы связаны с враждебным, «татарским» пространством. Но в стихотворении Блока степь включена в русское пространство. В плане символическом происходит постоянное уравнивание «нашего» и «татарского». «Мы» бьёмся со своими двойниками. Для Блока «двойничество» – сквозная тема. Словосочетания «путь степной» и «путь в тоске безбрежной» сливают воедино пространство и эмоции, внешнее и внутреннее движения приравниваются. Этот путь окружает «мгла» - ночная и зарубежная. Необычным кажется уравнивание этих дух эпитетов не только с помощью союза «и», но и на фонетическом уровне – с помощью аллитерации на «н». Мгла, подобно туману, ухудшает видимость, усиливает тревогу, беспокойство. «Зарубежная» - не «иностранная», а, скорее всего, «исходящая из иных пространств, из иного мира». «Ночь» ассоциируется с тоской и мраком безнадёжности. Но лирический герой уверен в победе:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

Ключевой в понимании идеи стихотворения является пятая строфа:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль.

Блоковская «степная кобылица» и гоголевская «птица тройка» - всё это Русь, устремлённая в своём безостановочном, неудержимом полёте вперёд – в будущее.

Ритм стихотворения становится стремительным, динамичным, звучит мотив бешеной скачки:

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови.

«Закат в крови» ассоциируется со строчками из «Слова о полку Игореве», в которых «кровавые зори возвещают» чёрные тучи с моря идут». У Блока метафорическая «кровь» становится реальной:

Из сердца кровь струится.

Эти блоковские строчки можно соотнести со строками из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрёшь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Мы видим, что лирический герой этого цикла – гражданин, мужественно глядящий в лицо миру, принмающий жизнь с открытым забралом. Он готов к борьбе и понимает, что покоя быть не может.

Мы убедились, что Блок пишет не историческую картину, а символистскую лирику. Его Куликово поле – не на донском берегу и не в 1380 году, а вне ремени, в душе человека, таинственно связанной с иными мирами.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.