|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Анализ стихотворения А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна». (Из цикла «Кармен»). (Блок Александр)Цикл «Кармен» посвящён актрисе Любови Александровне Дельмас, исполнительнице партии Кармен в спектакле по опере Бизе. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого мира» отсылает к сюжету не столько оперы, сколько новеллы П. Мериме «Кармен». Сюжет символически переосмыслен Блоком. В стихотворении два основных образа: лирического героя и героини. Составим словесные ряды, характеризующие их образы, раскроем взаимоотношения между ними. Начинается стихотворение с местоимения «ты». Лирический герой обращается к своей возлюбленной и передаёт своё отношение к ней. «Ты» - это «отзвук забытого гимна», «Кармен», «одичалая прелесть». Для характеристики героини автор использует много сравнений: «как гитара», «как бубен весны», «как царица блаженных времён». В облике героини подчёркивается её красота, необычность, страстность. Она изображена «с головой, утопающей в розах», кажется погружённой «в сказочный сон». У неё «дивный голос». «низкий и странный», рождающий «бурю цыганских страстей». Возлюбленная лирического героя – цыганка Кармен. Автор подчёркивает в ней страстность, своеволие, прихотливость, дикость, необузданность. В образе героини воплощены и стихия сжигающей, безумной страсти, и стихия творчества, дающая надежду на просветление. О лирическом герое сообщается, что у него «чёрная и дикая судьба». Образ лирического героя трагичен, так как он не может противостоять своей судьбе, мечта о счастье для него недоступна. Сквозным для этого стихотворения является мотив сна. Герой видит сон о возлюбленной. Героиня погружена в сон и видит во сне «даль морскую и берег счастливый». Здесь имеется в виду не только Андалусия Мериме или легендарная прародина цыган, сколько мир, позволяющий быть счастливым в реальности, мир, где можно отгородиться от мировых событий. Блок считал, что для настоящего художника это немыслимо. Он должен страдать. С темой судьбы художника как страдания связана поэма А. Блока «Соловьиный сад», которая также была навеяна Л. Дельмас. В этой поэме мотив «возможности счастья» вступает в противоречие с представлениями автора о «пути» и долге художника. Герой поэмы занят тяжёлой физической работой. Он «ломает слоистые скалы». Сад, в котором цветут розы и поют соловьи, - символ счастья. Герой уклоняется от своего пути и оказывается в саду «гостем желанным» у возлюбленной. Но личное счастье невозможно: Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! Герой возвращается на свой каменистый путь, но его место уже занял «рабочий с киркою». В такой же ситуации оказался герой поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Он хотел войти в саклю «грузинки молодой», но не посмел уклониться от своего пути, остался верен своей цели: «пройти в родимую сторону». Соловьиному саду в стихотворении соответствует образ той страны, которую видит во сне героиня. Мы видим «даль морскую и берег счастливый». В этой стране «день беззакатный и жгучий». Здесь воссоздаётся картина первобытного рая, где пребывали в безмятежном счастье Адам и Ева. Атрибуты этого рая – отсутствие времени, движения, тишина, покой. Как антитеза райской тишине, звучит голос героини, которая «славит бурю цыганских страстей». Истинный смысл жизни не в счастье, а в его достижении, то есть в вечном движении. Каждый должен нести свой крест, идти по тернистому, крестному пути. Нужно иметь мужество художника, чтобы страдать, оставаясь верным своему долгу. «Без страстей и противоречий» нет жизни и подлинного искусства. Рай на земле недостижим. Мотив двойного сна вызывает реминисценцию, связанную со стихотворением Лермонтова «Сон». Герой этого стихотворения лежит «в долине Дагестана» «с свинцом в груди» и спит «мёртвым сном». Он видит во сне родину, «вечный пир» и возлюбленную, которой, в свою очередь, снится герой. В стихотворении А. Блока раскрывается тема счастья, любви и судьбы. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|