|
Вы здесь: Критика24.ру › Маяковский В. В.
«Адище города» в лирике В. Маяковского (Маяковский В. В.)Основное содержание поэзии раннего Маяковского – урбанизм. В его стихах преобладают мотивы городской стихии. Своё поэтическое «я» молодой Маяковский утверждал в группе футуристов. Футуристы вынесли своё искусство на улицы. Они выступали против мещан, против вкусов буржуазного обывателя. Всё родственно революционно настроенному Маяковскому. Откроем томик стихов раннего Маяковского и прочитаем названия стихов: «Из улицы в улицу», «А вы могли бы?», «Адище города», «Ничего не понимают», «Вам!», «Послушайте!». Мы видим, что преобладают броские названия – обращения, которые помогают определить предмет ранней поэзии Маяковского: внешний мир (город) и образ «я», противопоставленный ему.
Рассмотрим, как раскрывается урбанистическая тема в стихотворении «Адище города». Метафорическое название носит эмоционально-оценочный характер: город – это ад. Из основной метафоры вырастают производные: «адки», «автомобили – дьяволы», «дыры небоскрёбов». «лаз», воспринимаемые как вход в ад. Образ города вызывает ужас и отвращение. Город наполнен громкими звуками, режущими слух – какофонией: «вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки», «трамвай с разбега взметнул зрачки», «железо поездов громоздило лаз», «крикнул аэроплан». Звуковой образ города помогает создать и аллитерация на звонкие звуки: зб –вз-взр – зб – зр – зд. В этих адских звуках не слышен плач, город равнодушен к чужой боли и страданию: Сбитый старикашка шарил очки И заплакал… Город болен: У раненого солнца вытекал глаз, А за солнцем улиц где-то ковыляла Никому не нужная, дряблая луна. Луна как предмет поэтического воспевания здесь не нужна, потому что прекрасное никого не трогает, город веществен и материально груб, интерес здесь вызывает лишь материально-полезное, например, «сельди из Керчи». В аду томятся грешники, тема греха возникает в связи с образом ночи: Ночь излюбилась, похабна и пьяна. Город – это толпа обывателей, живущих низменными интересами, равнодушных к творчеству. Это мужчина, у которого «в усах капуста», это женщина – «устрица» «в раковине вещей». Лирический герой чувствует своё одиночество, он противопоставлен «озверевшей толпе» - «стоглавой вше». Напрасно он открывает агрессивной толпе «столько стихов шкатулок». У лирического героя хрупкая, ранимая душа и ему приходится быть грубым гунном, чтобы защитить себя от вмешательства толпы. Поэт противопоставлен толпе, потому что он обладает богатым воображением. Он может «ноктюрн сыграть» «на флейте водосточных труб». Город и толпа вызывают в герое чувство протеста. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|