|
Вы здесь: Критика24.ру › Мельников П. И.
Комментарии к роману В лесах (Мельников П. И.)
Стр. 31. Хоть в среду, да на сплошной...— В церковном календаре пять сплошных седьмиц (недель), когда разрешается не соблюдать пост в среду и пятницу. Именины Аксиньи Захаровны приходились в среду на неделю, которая являлась сплошной. Стр. 32. Святки — время от 25 декабря (7 января) до 5(18) января. Стр. 34. Мясоед...— В данном случае имеется в виду зимний мясоед после рождественского поста (с 20 января до масленицы). ...до осенней Казанской...— то есть до 22 октября (4 ноября). Михайлов день — 8(21) ноября. ...зачем же сговором-то торопить!—Старинным свадьбам соответствовал определенный комплекс ритуалов. Сговор— один из начальных этапов свадьбы, ео время которого родители жениха и невесты договаривались о дне проведения свадьбы, о приданом и объявляли детей женихом и невестой. Сговор заканчивался особым ритуалом — «пропиванием невесты». Стр. 37. Быть... под красной шапкой, не миновать... бритого лба.— Красная шапка — солдатский головной убор. Рекруту, признанному годным к воинской службе, при медицинском осмотре «забривали лоб». Супрядки — посиделки. Стр. 38. Воздвиженье — христианский праздник, отмечавшийся 14(27) сентября. Покров — христианский праздник, отмечавшийся 1(14) октября. Стр. 40. Палой — в христианском храме или раскольничьей молельне высокий столик, являющийся подставкой для креста или икон. Стр. 41. ...закон совершить...— то есть жениться. Стр. 42. ...книгу про Иева многострадального...— Иев (Иов) — персонаж ветхозаветной Книги Иова, прославившийся необычайной кротостью и долготерпением. Все тяжкие беды и лишения, которыми бог его испытывал, Иов стойко выдержал, не ропща и не жалуясь на судьбу, прославляя мудрость бога. Стр. 44. ...своим коштом жившая...—- то есть жившая своим хозяйством в сооственном доме. Стр. 45. ...с Рогожского пишут...— В XIX в. при Рогожском кладбище в Москве существовала очень влиятельная старообрядческая община поповского согласия, ео главе которой стояли богатейшие купцы. Эта община диктовала свою волю всем раскольничьим общинам поповского согласия. Стр. 46. «Пролог» — церковно-учительный сборник, включавший в себя краткие редакции житий святых. Текст «Пролога» располагался в соответствии с церковным кругом служб. Стр. 49. Троица — христианский праздник (иначе называется Пятидесятницей), отмечавшийся в седьмое воскресенье после Пасхи. Стр. 50. ...не легче татарщины, ляхолетья и длинного ряда недородов, пожаров и моровых поветрий.— Мельников вспоминает здесь драматические и трагические события в истории Руси: татаро-монгольское иго, длившееся почти два с половиной века, польскую интервенцию в начале XVII в., время правления царя Бориса Годунова (1598—1605), отмеченное неурожаями, голодом и моровыми поветриями. ...даром что не пишемся... купцами первой гильдии...— Манифестом от 17 марта 1775 г. купеческое сословие России было разделено на три гильдии (корпорации). Гильдия определялась количеством объявленного капитала. Высшая из них — первая гильдия. Стр. 51. ...лишь бы было заповеданное.— Согласно церковному уставу не вся-кя мясная пища разрешалась к употреблению, например, не разрешалось мясо зайца, куропатки, тетерева. В данном случае заповеданной называется разрешенная мясная пища. Заедки— закуски. Стр. 53. Деньги счел по старине, на ассигнации.— В России бумажные деньги появились при Екатерине II в 1769 г. В связи с экономическими кризисами правительство на протяжении XVIII—XIX вв. неоднократно выпускало бумажные деньги, которые в полной мере не обеспечивались золотым запасом. Серебро обменивалось на ассигнации по свободному курсу, который постоянно колебался даже в пределах отдельных губерний. Пришипились только эти матери...— то есть прибедняются, прикидываются нищими. Стр. 54. С тех пор как на Керженце... от старой веры отшатнулись...— Имеются в виду события, связанные с переходом некоторых Керженских скитов в единоверие. Единоверие (единоверческая церковь) возникло как компромисс между частью умеренно настроенных старообрядцев поповского согласия с официальной церковью. Признавая власть со стороны официальной православной церкви, единоверцы сохранили свою старую обрядность. ...три сборщицы по городам ездят...— Старообрядческие скиты поддерживали свое материальное положение за счет средств, поступавших от благодетелей, главным образом богатых купцов. Ежегодно несколько сборщиц отправлялись в Москву, Петербург, Казань, Самару и другие города, где получали материальную поддержку от благодетелей в виде денег или различных товаров и продуктов. Зачала Лазаря! — То есть начала рассказывать, стараясь разжалобить. Выражение «петь Лазаря» восходит к духовному стиху о богатом и Лазаре, где в жалостливых тонах рассказывается о бедах и лишениях Лазаря. ...на Иргиз на каждого попа сот по пяти платили.— И р г и з — богатый я влиятельный центр старообрядчества на реке Большой Иргиз, левом притоке Волги. Официально разрешен властями на основании указа 1762 г. На старообрядческом церковном соборе 1779 г. разрешено было принимать беглых попов из официальной церкви, и на Иргизе стали привечать беглых попов никонианского ставления, которые за плату рассылались в старообрядческие общины. Стр. 55. ... в рождественский сочельник спасову звезду без сочива встречали.— 3*го указание на крайнюю бедность и нищету обители Рассохиных. В рождественский сочельник (ночь с 24 декабря (6 января) по монастырскому уставу полагался строгий пост: до окончания всенощной и появления вифлеемской (спасовой) звезды не разрешалось ничего есть. По завершении всенощной за монастырской трапезой встречали спасову звезду с сочивом, то есть кашей без скоромного, заправленной ореховым, маковым или конопляным маслом. Стр. 55. Пелена — украшение для икон. ...на сырной неделе...— Сырной неделей называется неделя, предшествующая началу Великого поста. Омофор — часть архиерейского облачения, надеваемого на плечи. Стр. 57. Верея — столбы, на которые навешиваются ворота. «Грядущего ко мне не изжену»...— цитата из Евангелия от Иоанна. Стр. 61. Мшенник — амбар, проконопаченный мхом. Стр. 64. Мотовило — приспособление для размотки пряжи. Из пустыни старец...— духовный стих об Иоасафе-царевиче, популярный в старообрядческой среде. Стр. 66. Метание — уставный церковный поклон. Стр. 69. ...а чаще в православной церкви, чтоб дело покрепче связано было.— В Российской империи в качестве церковного брака признавалось только венчание в православной церкви, о чем в церковной книге делалась соответствующая запись. ...в церкви хотя не по-старому венчаны, хоть не посолонь вкруг налоя воже-vm...— Старинное венчание, сохранившееся у раскольников поповского согласия, существенно отличалось от венчания в православной церкви. У старообрядцев во время бракосочетания молодых водят вкруг налоя посолонь, то есть по ходу солнца, «Исайя, ликуй» не поют, а вино подают в стеклянном сосуде, который потом жених бросает на пол и растаптывает ногами. Стр. 83. ...к своим, за Дунай...— то есть к старообрядцам, проживавшим за границей. Стр. 85. Аредовы веки—выражение, ставшее синонимом необычайного долголетия. Связано с именем библейского персонажа Иареда, прожившего 962 года. Стр. 89. Целовальник — продавец вина в питейных домах. Стр. 90. Роспись—список приданого. Стр. 97. Дресва — крупный песок, которым в сельской местности мыли полы из некрашеных досок. Стр. 99. Семитка — две копейки серебром. ...ожерелье из бурмицких зерен...— разновидность крупного жемчуга. Стр. 102. ...пароход кабестанный...— грузовое судно, передвигающееся посредством кабестана (ворота, лебедки). На небольшом судне, называемом «забежка», завозили вперед якорь и при помощи кабестана подтягивали грузовое судно к этому месту. Стр. 103. ...жена добрая... дороже камня самоцветного...— неточная цитата из памятника XVI в. «Домострой», гл. 20. Стр. 104. Купальница — Аграфена Купальница, память которой праздновалась 23 июня (6 июля). Стр. 105. Канаус — льняная ткань. Стр. 107. Сорочины — псминки по усопшему на сороковой день. ...ровно божедом в скудельнице...— то есть словно сторож на кладбище; синоним одиночества. Стр. 108. Калита — мешок. Златоуст — Иоанн Златоуст (347—404) — знаменитый византийский церковный деятель, оратор и проповедник, автор многочисленных слов и поучений, пользовавшихся популярностью на Руси. Стр. 113. Как ваше спасение, матушка?—Пщ приветствии монахов и монахинь Полагалось спрашивать не о здоровье, а о спасении. Сбитень — горячий напиток из меда с пряностями. Взварец — говяжий навар, подаваемый по обычаю на свадьбах. Стр. 121. Лянсин — высший сорт цветочного чая. Стр. 124. ЗаДунаем на малое время у некрасовцев...— Имеется в виду старообрядческое согласие «некрасовцев», выехавших из России в 1708 г. во главе с казачьим атаманом Игнатием Некрасовым и поселившихся за Дунаем. В 1827 г. некрасовцы переселились с берегов Дуная в Малую Азию. ...в Молдавии у наших христиан., , — На территории Буковины, входившей в состав Австро-Венгрии, жила большая община старообрядцев, имевших митрополию в Белой Кринице. ...довольно годов выжил я в Беловодье... в Опоньском государстве...— Тоска по утерянной «благодати», которую раскольники не находили ни в одной из существующих церквей, явилась причиной возникновения и широкого бытования легенды о «праведной» стране («Беловодское царство», «Опоньское царство»). В своем исследовании «Исторические очерки поповщины» Мельников приводит многочисленные факты искренней веры раскольников в действительность этой легенды, в частности подачу тамбовским старообрядцем Бобылевым особой записки правительству о «Беловодских епископах» (Мельников П, И. Исторические очерки поповщины. М.. 1864). В. Г. Короленко, путешествовавший по Уралу и встречавшийся с уральскими казаками-старообрядцами, писал по этому поводу следующее: «На этой почве возникла странная, почти волшебная сказка, которой, однако, долго верил, а отчасти и теперь еще верит старообрядческий мир. История всего раскола проникнута этой поэтически заманчивой легендой. Где-то там, — «за далью непогоды», «за долами, за горами, за широкими морями» рисуется темному и мечтательному воображению блаженная страна, в которой промыслом Божиим и случайностями истории — сохранилась и процветает во всей неприкосновенности полная и цельная формула благодати. Это настоящая сказочная страна всех веков и народов, окрашенная только старообрядческим настроением. В ней, насажденная апостолом Фомой, цветет истинная вера, с церквами, епископами, патриархом и благочестивыми царями. Среди других, преимущественно ассирских, там есть также и более 40 русских церквей. Ни татьбы, ни убийства, пи корысти царство это не знает, так как истинная вера порождает там и истинное благочестие. Страна эта называется Камбанским царством или Беловодией. Проникнуть в нее очень трудно, однако смелые люди все-таки проникали и составили несколько описаний» (Короленко В. Г. Собр. соч. в 6-ти т., т. 5, с. 396). Впоследствии Короленко издал описание одного из таких путешествий (Хохлов Г. Т. Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство». С предисловием В. Г. Короленко. Спб., 1903) Стр. 125. ...неподалеку от славной слободы. Ветки.— Ветка — влиятельная старообрядческая община поповского согласия в Белоруссии, недалеко от Гомеля. Стр. 126. ...на райской реке на Евфрате...—Согласно Библии Евфрат (Еф-рат) — одна из четырех рек, протекавших в раю, Стр. 126. ...в земле Фиваидской.., — Фиваила — пустыня в окрестноегнI столицы Верхнего Египта г. Фивы. Вывезти бы вам... в беглецах никоньянских.— Ко времени, о котором повеет вует Мельников, в старообрядческой среде поповского согласия уже не было спи щенников, сохранивших «древлее благочестие», почему и прибегали к услугам «беглых» попов. См. примеч. к с. 29. Стр. 127. Синодик настенный и литейный...— Синодик — памятная книжка, куда вписывались имена умерших для поминовения. Литейный синодик представ лял собой памятную книжку, по которой умершие поминались во время краткого молитвословия об упокоении усопших — литии. По постенному синодику служился канон за единоумершего. Стр. 128. Вифлеем — город в Иудее, в котором согласно евангелиям родился Иисус Христос. Стр. 129. Пшено сорочинское — рис. Стр. 130. ...наши сыскали митрополита и водворили его в австрийских пределах.— Речь идет о босносарйевском митрополите Амвросии, который в 1846 г. переехал в Белокриницкий старообрядческий монастырь и положил начало так называемой «австрийской» иерархии. Толмач — переводчик. Стр. 141. Чудны дела твоя, господи, чудны дела твоя! — свободная интерпретация стиха Апокалипсиса (Откровение Иоанна). Стр. 144. Иродиада — согласно евангельским рассказам наложница правителя Галилеи Ирода Антипы. Ее имя стало синонимом нравственной распущенности и жестокости. Стр. 147. Добротолшбие — церковный сборник поучений и наставлений аскетического содержания, адресованный монахам. Стр. 150. Платок драдедамовый—платок из особого рода тонкого сукна. ...пресвятая богородица троеручица...— Тип иконы Богоматери, созданный согласно преданию византийским поэтом и церковным деятелем Иоанном Дамаскипым (ум. в 754 г.). Иоанн обличал иконоборцев, отрицавших святость икон, за что по приказу императора-иконоборца ему отсекли правую руку. В своей келье пред иконой Богоматери Иоанн слезно молился об исцелении. Богоматерь явилась ему во сне и даровала исцеление. В ознаменование этого чуда Иоанн дописал третью руку на келейной иконе Богородицы. Стр. 151. Моисей Мурин — христианский святой, согласно народным поверьям исцеляющий от «блудной страсти». По церковной версии, в молодости был атаманом разбойников, но затем раскаялся, удалился в монастырь и посвятил себя аскетическому подвижничеству. Стр. 152. Акафист — торжественное песнопение Христу, Богоматери, святым, состоя шее из 25 песен. Стр. 153. ...пошел бы шагать за бугры уральские, за великие реки сибирские...— то есть на каторгу. Стр. 154. Чтение Книги о старчестве, патериков и Лимонаря, ., — Здесь перечисляются популярные на Руси сборники религиозно-дидактического характера, повествующие о жизни и аскетических подвигах монахов. Стр. 156. Кириллова книга— публицистический сборник, в котором отстаивалась чистота православной веры. Опубликован в Москве в 1644 г. Стр. 163. ...Демидов тоже кузнецом был...—Имеется в виду Никита Демидоьич Аитуфьев (известный под фамилией Демидов, 1656—1725), богатейший заводчик при Петре 1. Начинал свою карьеру с простого кузнеца. Середокрестная неделя — четвертая неделя Великого поста, называемая еще Крестопоклонною. Стр. 169. Векша — белка. Стр. 175. С Никитина дня...— то есть с 15 (28) сентября, когда праздновался осенний Никитий. В примечаниях Мельникова указана ошибочная дата «5 сентября». Стр. 183. «Раститеся и множитесь».— Согласно Библии с этими словами бог обратился к Ною и его сыновьям, спасенным после потопа. Стр. 188. Шабры — соседи. Стр. 191. Зимушняя зима — прошлогодняя зима. Стр. 208. Весть господь пути праведных, путь оке нечестивых погибнет! — цитата из Псалтири. Стр. 214. Перед местными... иконами...— Иконостас христианского храма делился на несколько ярусов (рядов). Первый ярус снизу назывался местным. В нем, помимо обязательных' икон Христа и Богоматери, помещались так называемые местные иконы, то есть иконы с изображением тех святых или праздников, которым посвящен сам храм или часовня. Ослопная свеча — очень большая свеча (ослоп — жердь, дубина). Камилавка — черная монашеская шапочка, носимая под кафтырем. Кафтырь — у старообрядческих монахов черный чехол с очень длинным воротником, от которого расходятся длинные четырехугольные полы, отороченные красным шнурком. Кафтырь надевался поверх камилавки. Стр. 216. День недельный — воскресенье. ...ради праздника сорока мучеников полиелей — по уставу вечерняя трапеза полагается: разрешение елея.— Память сорока мучеников Севастийских отмечалась 9 (22) марта. Полиелей — торжественное вечернее богослужение, совершаемое накануне праздника. Во время богослужения происходит освящение хлеба, вина и елея. Из текста романа явствует, что память сорока мучеников приходилась на Великий пост. По монастырскому уставу в дни Великого поста полагается только одна трапеза, по случаю же праздника (разрешение елея) позволялась еще вечерняя трапеза (ужин). «Синаксарь»—греческое название «Пролога»; включал в себя краткие редакции житий святых. Келарь — монах, заведующий монастырским хозяйством. ...а в пути и пост разрешается...— Согласно учению «отцов церкви» сущим в пути («плавающим и путешествующим») давалось разрешение поста, то есть не возбранялось есть рыбу. Стр. 217. Кандия — медный колокольчик, в который игумен монастыря ударял в начале и конце трапезы. Каночарх — руководитель монастырского хора. Калуфер — пахучая трава. Стр. 218. ...приехали на хрен да на редьку...— то есть приехали в такое время (Великий пост), когда возбранялось есть скоромное. Много ведь уставов-то иноческого жития... — Иноческий устав определял нормы жизни монахов и правила церковной службы. Стр. 220. Жупел — здесь: ад. ...до третиего небеси слышно было...— Согласно Библии на «третьем набИ располагался рай. Стомах (греч.) — желудок. Стр. 221. ...по духовной грамоте преподобного Иосифа Волоцкого.— Иосиф Волоцкий (Санин) — известный церковный деятель конца XV — начала XVI п., основатель и игумен Волоколамского монастыря, автор «Духовной грамогы о монн стырском и иноческом строении». Стр. 223. Невеглас — темный человек. «Шестоднев» Василия Великого.— Василий Великий (Кесарийский) выдающийся церковный деятель раннехристианской эпохи (330—379), автор мпо гочисленных слов и поучений. «Шестоднев», написанный Василием Великим, рассказывал о шести днях творения мира богом и включал дидактические тол« кования. Читал про них и в книге «Верен и в Максиме Греке»...— «Книга о вере» (1648), как и «Кириллова книга», представляла собой сборник публицистических текстом, отстаивавших чистоту православия. Книга под названием «Максим Грек» неизвестна. Возможно, что в данном случае речь идет о филологическом и философском учении Максима Грека (1475—1556), одного из образованнейших писателей XVI в., приехавшего на Русь с Афона для исправления богослужебных книг. Прекрасный переводчик и эрудированный ученый-богослов, Максим Грек оставил большое литературное наследие. Стр. 226. „.чуть-чуть про картинку не брякнул...— то есть про фальшивые ассигнации. Стр. 227., ..апостол Андрей дивовался на Ильмени...— В древнейшую русскую летопись «Повесть временных лет» включена легенда о посещении апостолом Андреем Киева и Новгорода. Придя в Рим, Андрей рассказывал: «Удивительное видел я и Славянской земле на пути своем сюда. Видел я бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не «ученье». Стр. 231. ...общежитие шло наряду с собственным хозяйством старцев.— На Руси существовало в основном два типа монастырей: особножитийный и общежитийный. В особножитийпом монастыре каждый из монахов имел свою келыо, деньги и самостоятельно вел личное хозяйство. В общежитийном монастыре личная собственность запрещалась, монах имел право иметь в личном пользовании только пояс, гребень и четки. Красноярский скит сочетал в себе принципы особножитийного и общежитийного монастыря. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|