Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Комментарии к роману В лесах церковные книги сборник (Мельников П. И.)

|| Далее

Замысел романа относится к началу 1859 г. В редактируемой П. И. Мельниковым газете «Русский дневник» в № 59 за 1859 год он сообщал, что намерен написать роман «Свадьба уходом», публиковать который предполагает в этой же газете. В том же году писатель опубликовал несколько глав своего нового произведения под названием «Заузольны» (№ 119, 125, 131, 133, 137).

В начале романа Мельников рассказывает о кустарных промыслах Заволжья, дальнейшее повествование представляет несколько сокращенный вариант первых глав будущего романа «В лесах». Здесь речь идет о семье Лукьяна Никитича («В лесах» — Патап Максимыч Чапурин) и Пахома Трифоныча Олонкина («В лесах» — Трифон Михайлович Лохматый). Герои «Заузольцев» живут и действуют в тех же обстоятельствах, между ними складываются те же отношения, что и в романе «В лесах».

Текст «Заузольцев» свидетельствует о том, что к этому времени характер главного героя Лукьяна Никитича уже в достаточной степени определился. Мельников отмечает в нем природный ум и практическую хватку. Много внимания автор уделяет быту, семейным отношениям, поэтизирует патриархальный уклад семьи главного героя и семьи Олонкиных,

В 1859 г. прекратилось издание газеты «Русский дневник», а вместе с ней и публикация романа, прерванная на шестой главе. Мельников возвращается к роману лишь в 1868 г., когда окончательно формируется замысел создать произведение о жизни заволжского старообрядчества, «на память грядущим родам «передать письмо» о том, как русские люди живали в старые годы», рассказать о старообрядцах, «бережно и свято хранивших доселе заветную нашу старину» (Архив П. И. Мельникова-Печерского в Рукописном отделе Института русской литературы, ф. 95, on, !, №4, л.1об.).

В 1868 г, в журнале «Русский вестник» (т. 75—78) появились первые главы нового произведения «За Волгой». Они почти полностью включали содержание шести глав «Заузольцев», автор изменил только фамилии и имена героев. Публикация нового романа «За Волгой» представляла собой первые главы романа «В лесах». На страницах журнала «Русский вестник» в 1871— 1874 гг. появился и весь роман «В лесях. Отдельное издание романа вышло в свет в 1875 р., где с незначительными стилистическими изменениями был воспроизведен текст журнальной публикации.

Затем роман дважды переиздавался в составе полного собрания сочинений писателя: в 1897—1898 гг. (Поли. собр. соч., т. I—XIV) ив 1909 г. (Поли. собр. соч., т. I—VII). В советское время роман издавался неоднократно отдельным изданием, а также в собрании сочинений писателя в 6-ти томах в издательстве «Правда» в 1963 Р.

КНИГА ПЕРВАЯ

Стр. 19. Черемиса (черемисы) — марийцы, проживавшие в середине XIX в. на территории Казанской и Нижегородской губерний.

...в давние Рюриковы времена...— Мельников повествует о расселении славянских племен в VIII в., во времена княжения легендарного Рюрика, который, согласно летописному преданию, был приглашен новгородцами от варягов на княжение в Новгород Великий в 762 г.

Преданья о Батыевом разгроме...— Разорение Русской земли татаро-монгольскими завоевателями под предводительством хана Батыя произошло в 1237— 1240 гг.

Укажут и «тропу Батыевуи...— в «Отчете о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» \ представленном в 1854 г. в министерство внутренних дел, Мельников писал: «В лесах Семеновского уезда около дер. Олонихи... есть действительно довольно широкая, запустелая дорога, которую народ зовет «Ба-тыевой тропой»; раскольники говорят, что здесь шли татары на Китеж» («Отчет...», с. 191, сноска 2).

...место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре.— Озеро Светлый Яр (Светлое озеро, Святое озеро) находится около с. Владимирского в 45 км к востоку от г. Семенова. В «Отчете...» Мельников сообщал: «Здесь на берегу озера Светлый Яр, по раскольничьему поверью, есть «невидимый город Большой Китеж», в котором будто бы укрылся, гонимый Батыем, великий князь Георгий Всеволодович. Как скоро татары подошли к Китежу, говорят раскольники, город сделался невидимым, » останется таким до самого светопреставления» («Отчет...», с. 49—50). Великий книзь Георгий Всеволодович — великий князь владимирский (ок. 1187—1238), сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого.

Стр. 20. Вареги зачал вязать, поярок валять...— Вареги — рукавицы (вязаные или валяные), надевавшиеся под кожаные. Поярок — шерсть первой стрижки от ягненка.

...а заплатив попенные, рубит лес...— Попенный сбор — сбор за срубленное дерево; исчислялся по пням.

Кочедык — инструмент в виде изогнутого металлического языка с рукояткой, с помощью которого плетут лапти из лыка.

Стр. 20, „, в домовину обряжать...— обряжать в гроб.

Стр. 21. ...котя ни в шестых, ни в других книгах они не пасат.— Дворянские родословные книги возникают в XVI в. В «Бархатную книгу» были включ?нв знатнейшие княжеские, боярские и дворянские роды. В губернских рогюсловны» книгах местные дворянские фамилии заносились в гнеетую часть (шестую книгу). Это и имеет в виду Мельников, когда говорит о крестьянских родовых прозваниях.

Расшива — плоскодонное речное парусное судно.

...с иконостасом в три тябла...— иконостас, в котором иконы размешены друг над другом в три ряда.

Канонница... по родителям «негасимую читала.— «Под именем каноннии разумеются уходящие в разные места женщины читать по умершим каноны и Псалтирь. Канонницы бывают из скитов или из деревень, монахини и не монахини. Если умрет какой-нибудь богатый раскольник, то родственники его обыкновенно посылают в Семеновские скиты, в Городец читать негасимую, т. е. "Псалтирь и «Канон за единоумершего» в продолжение шести недель, полугода и более. Кроме того, выписывают они к себе в дом канонниц стоять свечу, т. е. читать Псалтирь и каноны в том доме, где был покойник» («Отчет...», с. 74—75).

Стр. 22. Межень — середина; в данном случае середина лета.

Две крупчатки... о шести поставах.— Крупчатка — мельница, постав — парные жернова.

У Макарья...— Выражения «у Макарья», «к Макарью», «до Макарья» очень часто встречаются в тексте романа и были обычными для разговорной речи того времени, означая Нижегородскую ярмарку. Первоначально ярмарка проходила в Макарьеве — небольшом уездном городке Нижегородской губернии, при Желтоводском монастыре, основанном преподобным Макарием. Пожар 1816 г. уничтожил все постройки, почему ярмарка и была переведена в Нижний Новгород, но по традиции долгое время именовалась Макарьевской. Эта традиция еще поддерживалась и тем, что на ярмарке была поставлена часовня, называвшаяся Макарьевской, куда ежегодно во время ярмарок из Желтоводского монастыря приносилась чудотворная икона преподобного Макария.

Стр. 23. Патап Максимыч... раскольничал.— В романе Мельников изображает жизнь раскольников поповского согласия — самого близкого к православию толка. В «Письмах о расколе» Мельников отмечал: «В конце XVII столетия русский раскол, обнаруживавшийся во время церковных реформ, совершенных патриархом Никоном, разделился только на две части: поповщину и беспоповщину. Когда с течением времени у раскольников перемерли попы старого ставленья (т. е. посвященные в сан до исправления церковных книг Никоном), тогда одна часть противников Никоновой реформы, признавая необходимость священников для совершения таинств, стала принимать к себе попов нового ставленья, т. е. рукоположенных после Никона; другая же часть раскольников отвергла совершенно священство, объявив, что священный чин повсюду упразднен, и потому таинств более нет, кроме крещения и исповеди, которые на основании канонических правил, в случае крайней нужды, разрешено совершать и мирянам» (цит. по изд.: Мельников П. И. (Андрей Печерский). Собр. соч. в 6-ти т., т. 6. М., 1963, с. 238).

...был он попечителем городецкой часовни...— Городец — торговое село на левом берегу Волги. В «Отчете...» Мельников сообщал: «Здесь находится беглопопов-ская часовня..., здесь более 70 лет постоянно держатся беглые попы» («Отчет...», с. 22). Городецкая часовня построена в 1785 г, и восстановлена после пожара 1789 г.

Часовня управлялась попечителями, избираемыми обществом. Патап Максимыч и был таким попечителем.

Стр. 24. ...одной из Комаровских обителей.— Речь идет об одной из обителей Комаровского скита, который, согласно преданию, был основан в XVIII в. раскольником Комаром в 18 верстах от г. Семенова. Полностью уничтожен во время «Пити-римова разоренья». Питирим (1665—1738) — нижегородский архиепископ, первоначально был расколоучителем, проповедовал «древлее благочестие» по скитам и лесам, затем вернулся в лоно государственной церкви, стал ревностным гонителем раскольников, снискал на этом поприще любовь и расположение Петра I, добился от него указа, согласно которому фанатично настроенные старообрядцы могли подвергаться смертной казни. Комаровский скит вновь возник после 1763 г.

Лестовка — старообрядческие четки, представлявшие собой небольшой кусок кожи или ткани, на котором были навязаны узлы для счета молитв и поклонов.

...синелью вышивать...— то есть бархатным или другим пушистым шнурком.

...часовник а все двадцать кафизм псалтыря...— Часов ник (часослов) — церковный сборник молитвословий и песнопений для богослужения, в том числе для служб, называемых «часами». Псалтирь — одна из книг Ветхого завета, составление которой приписывается иудейскому царю Давиду. Текст псалтири делился на двадцать разделов (кафизм).

...отеческие книги читали...— Так назывались произведения церковных деятелей и писателей («отцов церкви»), учение которых считалось наиболее авторитетным.

...могли справлять уставную службу по «Минее месячной», петь по крюкам, даже «развод демественному и ключевому знамении разумели.— «Минея месячная» — церковный сборник житий святых, слов и поучений, используемый во время богослужения. Содержание «Минеи месячной» охватывало круг церковных чтений на один месяц и располагалось в календарном порядке. Петь по крюкам—в рукописных церковных книгах над текстом песнопений ставились особые надстрочные музыкальные знаки, называвшиеся знаменами, или крюками. Настя и Параша пели по крюкам, то есть умели читать рукописные крюковые книги. Де-мественное пение (от лат. domesticus — домашний) возникло в Византии и отличалось от обычного храмового «осьмогласия» богатой мелодичностью. В конце XVI в. демественное пение проникает в русское богослужение, а с XVII в. в церкви стали употреблять линейные ноты, называвшиеся «ключевые знамена».

...уставом писать.— Уставом назывался особый почерк церковнославянскою письма, господствовавший в рукописях XI—XIV вв. Буквы в уставном письме выписывались каждая отдельно строго прямыми линиями.

...немало «цветников» да «сборников» переписали.— «Цветниками» назывались популярные сборники смешанного состава, включавшие изречения, выписки и поучительные примеры из разных источников. «Сборниками» («Изборниками») назывались распространенные рукописные и старопечатные книги церковного или цер-ковно-светского содержания. В старообрядческой среде «сборники» и «цветники» получили широкое бытование.

...перечитывать «златоструй».— «Златоструй» — сборник слов и поучений византийского церковного писателя Иоанна Златоуста (347—407). «Златоструй» предназначался для домашнего назидательного чтения.

Какие «заставки» рисовала Настя..., какие «финики»... выводила...— «Заставкой» называется украшение рукописной книги во всю ширину страницы перед началом нового раздела текста. «Финики» — один из видов украшения рукописной книги.

Стр. 24. Псальма...— Так называли духовные песни, духовные стихи, которые пелись в раскольничьих скитах. В «Отчете...» Мельников перечисляет особенно популярные у нижегородских старообрядцев псальмы, или стихеры: об Алексее человеке божьем, об Иоасафе-царевиче, об убогом Лазаре, об Иосифе Прекрасном, о блудном сыне и т. д.

«Похвала пустыне» — популярная любовная светская песня первой половины XIX в. Мельников иронически называет ее псальмой, поскольку духовные стихи с таким же названием имели иное содержание,

, ..там другая псальма:

Сизенький голубчик Армейский поручик, —

Мельников иронически называет псальмой городской романс.

Стр. 25. Белицы — так назывались девушки и женщины, готовящиеся принять монашество, но еще не давшие иноческих обетов. В скитах они выполняли различные послушания во время богослужений, занимались рукоделием. Тяжелую работу по хозяйству в скиту выполняли трудницы.

Головщица — запевала в хоре певчих в скиту.

Повелся с табашниками-то! — Старообрядцы называли «табашниками» представителей официальной православной церкви, поскольку курение у них не возбранялось.

...на старых скитах, разоренных! — Имеется в виду преследование старообрядцев и разорение скитов нижегородским архиепископом Питиримом. К 1737 г. стараниями Питирима были уничтожены почти все Керженские и Чернораменские скиты.

Стр. 26. Крещенский сочельник — вечер 5(18) января накануне праздника Крещения (Богоявления).

Стр. 28. Пели «Авсень»...— А в сень (Овсень, Таусень) — название языческого божества, прославляемого в песнях, называемых «авсеневыми».

Стр. 29. Бурак — берестовый сосуд с крышкой.

Вода богоявленская — вода, освященная накануне праздника Крещения (Богоявления).

Положили начал...— то есть начали службу,

...прочитали тропарь...— Тропарь—церковное песнопение, в котором раскрывается содержание празднуемого'события.

На Николин день...— Имеется в виду зимний Никола, праздновавшийся 6(19) декабря.

«Исправляться» у Коряги станем...— то есть исповедоваться и причащаться.

—...Разве не слыхала, что у нас свои архиереи завелись? — Австрийские-то что ли?.. Обливанцы, слышь., .—В первые годы после церковной реформы сторонники «древлего благочестия» имели священников старого постапления. Со временем эта часть старообрядческого духовенства вымерла, а рукоположенные во священники после реформы рассматривались как лишенные благодати. Рукополагать во священников имел право епископ, однако со временем в России не стало и епископов старого поставления. В 40-х гг, XIX в. в Константинополе проживал босносараевский митрополит Амвросий, который по каким-то политическим причинам был отозван из своей епархии без лишения сана. «В это время к нему явились послы австрийских старообрядцев и вступили в переговоры на предмет перехода митрополита в старообрядчество. Для доказательства, что Амвросий «не лишен благодати», они потребовали, чтобы он отслужил публично литургию, и после этого увезли его в Белую Криницу. Так у старообрядцев явился собственный епископ и основалась так называемая Белокриницкая или австрийская иерархия» (Короленко В. Г. У казаков.— Собр. соч. в 6-ти т., т. 5. М., 1971, с. 401). Австрийскими называли старообрядческих попов и епископов, рукоположенных в сан архиереем в Белой Кринице. Таким австрийским ставленником являлся упоминаемый в романе епископ Софроний, в свою очередь рукоположивший в священники Матвея Корягу. Среди русских старообрядцев бытовало мнение, что австрийские епископы и попы при крещении не погружали в купель, а только обливали голову, а это рассматривалось как нарушение «древлего благочестия». Принявших такое крещение называли «обливанцами».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

|| Далее
.