|
Биография Крылова И. А,
«Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи. Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных родах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий — таков Крылов-писатель конца XVIII века. Этот период в творческой деятельности Крылова не только подготовка к тому поприщу баснописца, которое принесло ему заслуженную славу, но и совершенно самостоятельный этап в его идейном и творческом формировании. Крылов как писатель 80 — 90-х годов XVIII века занимает видное место в литературной жизни тех лет, а его ранние произведения не утратили интереса и для пас, являясь образцом социально насыщенной сатиры. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым, затем ротным писарем, каптенармусом, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. Не баловала судьба и маленького Крылова, с детских лет узнавшего лишения и нужду. В 1771 году, во время восстания Пугачева, отец будущего баснописца был направлен па Урал. Впоследствии Пушкин, собирая материалы для «Истории Пугачева», воспользовался также и рассказами баснописца о своем отце. Молено предположить, что образ скромного капитана Миронова в «Капитанской дочке» вобрал в себя некоторые черты капитана Крылова. В 1774 году Л. П. Крылов вышел в отставку и получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. В Твери Крыловы зажили тихой провинциальной жизнью. Маленький Крылов воспитывался под надзором матери, по словам самого баснописца, простой женщины, «без всякого образования, но умной от природы». Когда будущему баснописцу исполнилось десять лет, умер его отец, и семья осталась без всяких средств. Тщетно вдова А. П. Крылова хлопотала о пенсии, обращалась с прошениями на «высочайшее имя», умоляя снизойти к ее «крайней бедности», учесть «беспорочную» службу мужа. Она вынуждена была добывать хлеб насущный услугами в богатых домах, чтением псалтыря по покойникам. Десятилетнего подростка определили «подканцеляристом» в тот же губернский магистрат, где служил его отец. Крылову пришлось с юных лет на собственном горьком опыте познакомиться с нравами провинциальных канцелярий, с казнокрадством и вопиющими злоупотреблениями приказных, столь ненавидимых народом. Мальчик попал под начало тупого и жестокого «повытчика», который запрещал ему даже чтение книг, до которых Крылов был великий охотник. Понятно поэтому, что он воспользовался первой же возможностью оставить Тверской магистрат и перебраться на службу в столицу, куда семья Крыловых переехала зимой 1782 года. В сентябре следующего года Крылов поступает канцеляристом в Петербургскую казенную палату. Однако не служебная карьера привлекла молодого Крылова в столицу. В нем рано проявилось литературное призвание, горячий интерес к литературе и театру. Годы идейного и творческого становления молодого Крылова приходятся на период, непосредственно последовавший за событиями пугачевского восстания, когда императрица Екатерина II сбросила маску «просвещенного монарха» и после жестокой расправы с восставшими крестьянами стала открыто проводить политику реакции и удушения свободной мысли. Но тот урок, который был дан русскому обществу крестьянской войной 1771 — 1773 годов, не пропал бесследно. Он пробудил передовую русскую мысль. Лучшие люди эпохи — Радищев, Фонвизин, Новиков — вырастали с сознанием несправедливости крепостнических отношений, подумали свой голос против гнета и насилия. К ним принадлежал и Крылов, навсегда сохранивший ненависть к крепостническим верхам и горячую любовь к народу. В Петербурге Крылов переживает увлечение театром. Ведь в 1782 году на русской сцене поставлен был «Недоросль» Фонвизина, шли комедии Княжнина, Сумарокова, Аблесимова и других русских авторов. Крылов становится постоянным посетителем театра и сам пробует свои силы в драматургии. В год переезда в Петербург им написана комическая опера в стихах — «Кофейница», в которой при всей ее незрелости сказались жизненная наблюдательность автора, его несомненная литературная одаренность. Уже в этой комедии четырнадцатилетнего Крылова намечен правдивый облик вздорной и жестокой крепостницы. Помещица Новомодова сочетает самоуправство Простаковой с приверженностью к модам и городским развлечениям. Во имя своих прихотей она готова разрушить счастье молодых людей, отдать своего крепостного «Петрушку» в рекруты. Вслед за «Кофейницей» Крылов написал две трагедии из древнегреческой жизни («Филомела» и не дошедшая до нас «Клеопатра»), которые, однако, не попали на сцену. Видимо, их вольнолюбивый характер, тираноборческие мотивы испугали царскую цензуру. Эти неудачи не обескуражили Крылова. Он снова обращается к комедии. «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» написаны им на протяжении 1786 — 1788 годов. В эти же годы он знакомится с виднейшими актерами — Дмитревским, Рыкаловым, Сандуновым, Плавилыциковым. В своих комедиях Крылов высмеивал развращенность и эгоизм дворянского общества, обличал погоню за чинами и богатством. Легкомысленный граф Дубовой и беспутная госпожа Новомодова в «Сочинителе в прихожей», взбалмошная и тщеславная Таратора, самовлюбленный, бездарный поэт Рифмокрад в «Проказниках» — таковы представители дворянства, пренебрежительно относящиеся к людям, стоящим ниже их по своему положению. Занимательность и в то же время естественность действия, остроумие и разговорная легкость диалогов, верность характеров — все это выгодно выделяет пьесы молодого драматурга среди других произведений тех лет, хотя он и не достиг реалистической силы и типической обобщенности образов фонвизинской комедии. Комедии Крылова, несмотря на условность сюжетных -ситуаций, были тесно связаны с жизнью, затрагивали наболевшие вопросы. Их тщеславные и напыщенные герои — представители аристократического круга — обрисованы сатирическими чертами. Распущенным аристократическим верхам в крыловских пьесах противостоят слуги, наделенные трезвой и здравой смекалкой, прекрасно понимающие истинную цену своих господ. Однако Крылову так и не удалось увидеть свои пьесы на сцепе. Несмотря на то, что они были во многом выше репертуара, в основном переводного, который господствовал в театре, сатирическая смелость крыловских комедий являлась причиной их отклонения театральным начальством. В гневном письме к директору театра Соймонову Крылов с негодованием указывал на то, что его комедии не допускаются на сцену, тогда как бездарные и ничтожные пьесы пользуются покровительством. Крылов высказывает в этом письме и свои взгляды на театр, высмеивая пустые и нелепые комедии и драмы и в то же время защищая принципы социально насыщенной комедии, образцы которой он видел у Мольера и Бомарше. Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, порвав с театральными кругами, Крылов обращается к журнальной деятельности. С 1788 года начинается его сотрудничество в журнале И. Г. Рахманинова «Утренние часы». Журнальная и литературная деятельность Крылова в эти годы необычайно разнообразна. Он выступает и как лирический поэт, и как сатирик, и как журналист. В своих лирических стихах и посланиях Крылов является тем же вольнолюбцем, с насмешливой иронией и презрением относящимся к дворянскому обществу, каким он выступал и в своих прозаических сатирах и комедиях. Безнравственности, моральной опустошенности дворянского общества Крылов противопоставляет идеал независимости, человечности, высокий «чин человека»: Чинов я пышных не искал; И счастья в том не полагал, Чтоб в низком важничать народе, — В прихожих ползать не ходил. Мне чин один лишь лестен был, Который я ношу в природе, — Чин человека; — в нем лишь быть Я ставил должностью, забавой; Его достойно сохранить Считал одной не ложной славой. Крылов выступает в своих стихах с утверждением тихого и честного счастья для простого, незнатного человека, вопреки суетным и безнравственным прихотям богатых и знатных. 1! стихотворении «Отъезд из деревни» он рисует поэтическую картину безмятежной и счастливой сельской жизни на лоне природы, где два иль три листочка заменяют «чертоги царски». Этой жизни он противопоставляет «цепи шумливой суеты» столицы, в которой «средь роскоши и нищеты» не умолкает «стон людской». В идеализации «природного» состояния человека Крылов отдал дань сентиментально-руссоистским настроениям. Однако в его стихах явственно слышен и протест против угнетения человека, против несправедливости социальных порядков. Непринужденная легкость крыловских стихов, сочетание в них лиризма и иронии, богатство интонационных оттенков уже далеки от окостеневших форм поэзии классицизма. Лирические стихи Крылова полны молодого задора, жажды жизни. Он рассуждает в них и на темы философического порядка — о пользе страстей, ведущих человечество к прогрессу, — и о личных переживаниях и стремлениях. Этот личный момент в лирике Крылова, приоткрывающего в стихах собственные переживания и чувства, не поднятые на театральные котурны, сочетается с гражданским пафосом. Такие искрящиеся остроумием и жизненными красками послания Крылова, как «К другу моему (А. И. Клушину)», «К счастью» или «Послание о пользе страстей», предвещали уже тот жанр дружеских посланий, который получил широкое распространение в начале XIX века у Батюшкова и молодого Пушкина. В журнале «Утренние часы» Крылов анонимно опубликовал и первые басни («Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей» и др.), которые впоследствии никогда не перепечатывал. Издатель и редактор журнала «Утренние часы», переводчик Вольтера Рахманинов был близок к радикально настроенной тогдашней интеллигенции, которая группировалась вокруг Радищева. Знакомство с Рахманиновым сказалось и в том начинании, которое предпринимает при его содействии Крылов в 1789 году, — в издании журнала «Почта духов». Журнал осуществлял широкую программу сатирического обличения дворянско-крепостнического общества, являясь в этом отношении прямым преемником изданий Новикова —«Трутня» и «Живописца». Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|