|
11.2. История и судьба: нравственные поиски князя Андрея Болконского на войне по роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» (ЕГЭ по литературе)Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого “Война и мир” знаменит своими разносторонними персонажами с тяжелыми судьбами. В произведении можно выделить нескольких “любимых” героев автора — образы, с помощью которых он показывает идеал человека. Андрей Болконский — один из таких персонажей. Это человек, которому свойственна холодная расчетливость; он все подвергает сомнению и анализу. В главах, посвященных военным действиям, рассуждения и нравственные поиски Андрея занимают важное место, демонстрируя, как он постепенно преображается. Чтобы убежать от пустой светской жизни, Болконский отправляется на Русско-австро-французскую войну в 1805 году. Молодой Андрей хочет прославиться, обрести “свой Тулон” и стать героем, подобно Наполеону. Участвуя в Шенграбенском сражении, Болконский встречает Тушина, невысокого человека с “тоненьким, нерешительным голоском”. С помощью антитезы автор подчеркивает, насколько капитан не похож на сложившийся в голове Андрея образ героя войны. Несмотря на “комическую” внешность, именно Тушин совершает подвиг, когда поджигает деревню Шенграбен и спасает войска. Болконский признает, что им удалось выжить только благодаря отважному поступку капитана, который и помогает князю переосмыслить понимание слова “героизм”. После Шенграбенского сражения Андрей участвует в битве под Аустерлицем. Именно в этом эпизоде происходит самое большое изменение в мировоззрении князя. Когда испуганные войска начинают отступать, Болконский решает, что это его шанс исполнить мечту и стать героем. Он несет знамя, чтобы поднять дух солдат, и бежит на врага, однако вскоре оказывается ранен. Упав на землю, Андрей видит “высокое бесконечное” небо и задумывается о том, что все прочее не имеет никакого смысла. Герой понимает, насколько пусты были все его прошлые убеждения и жажда славы. Также важно отметить, что в день Аустерлицкого сражения был туман. Этот образ символичен. С помощью такой метафоры автор подчеркивает растерянное состояние Андрея; его сбившиеся, затуманенные ориентиры. Еще один важный эпизод происходит после Бородинского сражения. Раненый Андрей попадает в госпиталь, где становится свидетелем того, как Анатолю ампутируют ногу. Курагин разлучил Болконского с Наташей Ростовой, однако вид страдающего соперника пробудил в сердце героя сочувствие. Андрей плачет от искренней жалости к Анатолю. В этот момент князь осознает, что всю свою жизнь нуждался именно в “сострадании, любви” ко всем людям на земле, врагам и друзьям. Таким образом, Болконский поэтапно преображается во время сцен с военными действиями. Сначала он переосмысляет понятие “героизм”, затем осознает нелепость своей жажды славы, а после — важность сострадания и любви по отношению ко всем людям в мире без исключения. Обновлено: Опубликовал(а): Татьяна Лазарева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|