|
Вы здесь: Критика24.ру › Булгаков Михаил
Искусство как формирование человеческой души в произведениях М. А. Булгакова (Булгаков Михаил)В. Г. Белинский, один из основателей русской литературной критики, в своём знаменитом высказывании утверждал, что «искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу». Это утверждение находит яркое воплощение в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из самых выдающихся писателей XX века. В его произведениях искусство не только отражает действительность, но и активно формирует внутренний мир персонажей, подчеркивая их моральные устои и этические выборы. В этом сочинении мы рассмотрим, как Булгаков с помощью художественных средств и художественной выразительности формирует человеческую душу на примере трех его ключевых произведений: романа «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» и пьесы «Дни Турбиных». Роман «Мастер и Маргарита» является ярким примером того, как искусство, представленное в виде литературы и творчества, способно формировать человеческую душу. Главные герои, Мастер и Маргарита, представляют собой символы искренности, любви и борьбы за право на творчество. Их любовь не только преодолевает временные и пространственные границы, но и объявляет о вечных ценностях, которые, несмотря на давление тоталитарного общества, должны быть сохранены. Булгаков использует множество художественных средств, чтобы подчеркнуть эту тему. Например, в сценах, где Мастер пишет свой роман о Понтии Пилате, автор активно использует метафору творчества как высшей формы человеческой реализации. Мастер, погруженный в свою работу, становится настоящим творцом, который создает мир, полный глубоких смыслов и искренних переживаний. Эта творческая энергия формирует его душу, придавая ей глубину и значимость. Однако, столкнувшись с неприятием общества, он теряет связь с реальностью, что показывает, как внешние обстоятельства могут подавлять внутреннее развитие человека. Маргарита, в свою очередь, смело идет за своим чувством к Мастеру, становясь носительницей истинной любви и преданности. Она демонстрирует, как искусство и искренние человеческие чувства могут преодолевать любые преграды. В сцене бала у Сатаны ее внутренний мир раскрывается через яркие образы, которые показывают, как она, несмотря на ужас окружающего, остается верна своей любви. Здесь Булгаков делает акцент на том, что именно любовь и искусство способны возвышать душу человека над человеческими страстями и злодейством. В повести «Собачье сердце» Булгаков, используя элемент сатиры и аллегории, критикует общественные преобразования и мораль человека. Судьба Шарика, превращенного в человека, отражает проблему денег и власти в человеческих отношениях. С помощью этого необычного превращения автор ставит под сомнение природу человеческой души и её способность к изменению. Первоначально Шарик, будучи псом, олицетворяет непосредственность и простоту. Однако, став человеком, он теряет свою человечность, что подчеркивает Булгаков через иронические детали его поведения. Здесь искусство служит инструментом для раскрытия недостатков общества: человеческую природу нельзя изменить с помощью хирургии или науки. В одном из наиболее ярких эпизодов работы доктора Преображенского с Шариком, автор показывает, что по своей сути люди олицетворяют то, что они сами исследуют: «Человек — это то, что он ест», — говорит доктор. Этот парадокс подчеркивает, как внешние факторы могут угнетать душу человека. С другой стороны, искусство Булгакова в этом произведении акцентирует внимание на том, что настоящая душа человека формируется со временем через опыт и этические выборы, а не через технологический прогресс. Применив остроумные диалоги и аллюзии, Булгаков исследует сложные аспекты человеческой природы и ее моральных оснований. Пьеса «Дни Турбиных» значительно углубляет исследование Булгаковым внутреннего мира человеческой души. В ней на фоне гражданской войны и разрушения традиционных ценностей раскрывается тема устойчивости и стойкости человеческой души. Герои Турбиных, даже в условиях хаоса и смятения, остаются верными своим идеалам и стремлениям. Через культурные ссылки и живые разговоры персонажей Булгаков показывает, как искусство может служить духовной поддержкой в тяжелые времена. Например, разговоры о высоких нравственных идеалах и о значении истинной любви и дружбы у Турбиных становятся теми стержневыми моментами, которые формируют их внутренний мир. «Безумие может окружать, но человек должен оставаться человеком», — подчеркивает Булгаков. Эта мысль, представленная в диалогах, говорит о том, что даже в самых трудных обстоятельствах душа может сохранить свою человечность благодаря искренним чувствам и идеалам. Таким образом, в произведениях Михаила Булгакова искусство действительно создает хороших людей, формируя человеческую душу. Он показывает, как творческий процесс способствуют внутреннему развитию и формированию высоких нравственных ценностей, отражая при этом сложность человеческой натуры. Используя различные литературные приемы, такие как метафора, аллегория и ирония, Булгаков создает многослойные образы, которые заставляют читателя задуматься о важности творчества, любви и моральных выборов. Творчество Булгакова не только отражает действительность, но и активно формирует внутренний мир своих героев, заставляя их искать смысл жизни в условиях социальных и экономических перестроек. В итоге, искусство в его произведениях становится неотъемлемой частью формирования глубокой и яркой человеческой души, что подтверждает правоту высказывания В. Г. Белинского. Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|