Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ творчества М. Булгакова. Что утверждает и что отрицает в человеке в своих произведениях М. Булгаков? (Булгаков Михаил)

Как и у каждого из нас, у Булгакова был свой индивидуальный взгляд на мир, на место человека в нем, который автор смог передать через свои произведения. Он в словах постарался передать свои чувства, касался многих острых тем, выражая свою точку зрения. Одними из объектов его размышлений, безусловно, являются личность, определенные её психологические качества. Какого человека можно считать достойным? Вопрос, на который пытается найти писатель во многих своих произведениях.

В них читатель встречается со множеством героев, единственных с своем роде, со своими отличиями, со своим подходом ко всему что происходит вокруг, и в этих персонажах мы и понимаем, как автор воспринимает роль человека в этом мире. Он показывает нам свою точку зрения через эти многочисленные и разносторонние образы.

В одном из своих самых важных трудов — романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич раскрывает картину Москвы 30-х годов, в сатирической форме показывает основные пороки московского общества тех времен. Среди них мы встречаем и лживость и подхалимство, стремление избежать ответственности, трусость. Еще в первой главе в образе Берлиоза мы понимаем, что даже творчество уже не имеет прежней свободы, что председатель главного культурного органа страны — МАССОЛИТа не имеет ничего общего с истинным творчеством, он подстраивается под влияние времени, думает и рассуждает не как писатель, но как преданный член партии. Не единожды и проявлялся такой порок Москвичей как жадность, стремление к наживе, скупость и любовь к деньгам, для большинства вышестоящих чинов более важно заработать как можно больше, а не проявить сочувствие к людям. Однако, это не единственное, что писатель отрицает в человеке, в библейских главах романа отражен один из самых главных моментов произведения — трусость. В романе ее называют самым страшным грехом. Но, на удивление, это качество проявляет человек, который, казалось бы, не способен на это — Понтий Пилат, человек, прошедший множество жизненных испытаний, не смог пойти против государства вслед за своими убеждениями и желаниями, не смог защитить того, в котором видел великого человека. И в конечном итоге сам не смог простить себе такой ошибки. Продолжая рассуждение о романе Мастера нельзя не заметить то, как Булгаков противопоставляет трусость игемона стойкости нравов Иешуа, который готов отдать свою жизнь за правду, в которую верит. В этом писатель отражает одно из важнейших человеческих качеств — смелость. Кроме того, поражает нас больше не это, а милосердие, способность к прощению Га-Ноцри, то, как он любит всех, называет их «хорошими людьми», несмотря на то, как над ним издевались. В «московских» главах читатель также встречается не только с отрицательными персонажами, среди героев романа также находятся честные, благородные люди, которых Михаил Афанасьевич особенно выделяет. Человек, способный на настоящую любовь, самопожертвование и отвагу – Маргарита, предстает одним из ключевых образов произведения. Её стойкость и смелость не раз проявляется в романе. В сцене на балу у Сатаны мы видим, как гордо женщина справляется с тем, что подготовил для неё Воланд, потому что это было её обещанием, более того, её платой за малейшую возможность узнать о любимом. Эту возможность героиня вскоре обменяет на помощь человеку, которого встретила впервые, но она знала, что Фриде действительно нужна эта помощь, в этом отражены благородность, способность нести ответственность, даже какого-то рода щедрость Маргариты, её жертвенность. И это именно то, что автор рассматривает как качества достойного человека, человека достойного уважения и любви.

В другом великом произведении — «Белая гвардия» Булгаков ставит остро проблемы чести и достоинства человека, его смелости и отваги, трусости и подлости. Главные герои — члены семьи Турбиных, показываются писателем как благородные, честные люди, верные себе и своему отечеству, они готовы стоять за свою страну, бороться за свои ценности. Но и кроме того чтить память, старые обычаи и традиции. Они открыты миру, ценят своих друзей и всегда готовы прийти на помощь. Еще одним героем, которого выделяет автор, является полковник Малышев, в переломный момент, в сцене в Александровской гимназии именно он берет ответственность за все, что происходит в городе. Он приказывает юнкерам разойтись, ибо единственный знает, что гетман сбежал и теперь город оставлен на растерзание. Это решение дается полковнику не просто, но он не в силах ничего изменить. А его пламенная речь, полная боли и сожаления, но вместе с тем и стойкой уверенности покоряет сердца слушателей. Но вместе и с такими вдохновляющими персонажами мы видим и тех, чье отношение к миру вызывает у нас отторжение. В семье главных героев не всё так спокойно, как могло казаться, муж Елены — Тальберг, оказывается беспринципным, трусливым и двуличным человеком. Подстраиваясь под ход времени он не раз предавал хоть какие-либо моральные устои. О его характере говорят и его глаза, описываемые Булгаковым как «многослойные», и его двойная фамилия, подчеркивающая его обособленность от Турбиных. В итоге герой сбегает, бросая свою семью, как последний трус, предает родных и бежит заграницу. Так описывает нам автор человека бесхарактерного и подлого, вот, что он отрицает в личности. Но не только Тальберг заслуживает такой отрицательной характеристики, владельцы поместья, квартиру в котором снимают главные герои, Лисовичи, также предстают перед нами как люди, не имеющие внутреннего стержня, не способные нести ответственность за свои поступки. Василиса, или Лисович, человек скупой, жадный, видящий счастье и внутренний покой лишь в наличии денег и материального состояния, он не брезгует и незаконными способами получения прибыли, использует фальшивые деньги. Все свои сбережения Василиса пугливо прячет по всему дому, а однажды из-за собственной трусости и лишается своих накоплений. За его мелочность писатель и наказывает героя.

Одновременно с этими двумя произведениями я хочу затронуть и повесть «Собачье сердце», которая также стала довольно обсуждаемым и провокационным творением Михаила Афанасьевича. В нем интеллигенция, оставившая еще в своей памяти представления о прошлой России, противопоставляется пролетариату, слепо творящему революцию и следующему за аппаратом советской власти. Рассматривая главных героев произведения, мы видим четкий контраст между ними. Преображенский, благородный уважаемый ученый, считающий, что насилие — это одна из ужаснейших вещей, и что всему можно научить человека лаской и культурой, и Шариков — герой эксперимента, бывший забитый и униженный жизнью, но все же благодарный пес, получивший вместе с гипофизом и характер предыдущего обладателя — пьяницы и бандита, становится ужасным невежей, нередко прибегает к насилию, ведет себя по-хамски. Он олицетворяет все низменное в народе, появившемся после революции, всю его глупость и приземленность, жестокость и отсутствие каких-либо моральных норм. Пока Шариков научился мастерски писать доносы и, обретя власть, убивает своих давних врагов – кошек, мы понимаем, что он не сможет остановиться на этом и пойдет на все, чтобы достичь цели. Автор говорит о том, как низко может пасть человек морально, если путь, который он выберет — это путь насилия.

Читая данные произведения и рассматривая отдельных героев, погружаясь в их истории, я понимаю, как бывают многосторонни их поступки, подкрепленные самыми различными мотивами. Но всё же Булгаков дает нам увидеть, как высоко он ценит в людях смелость, благородство и самопожертвование, и как он порицает трусливость, фальшивость и лживость в каждом. Он дает нам четкий ответ на вышепоставленный вопрос: Что утверждает и что отрицает в человеке в своих произведениях М. Булгаков

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.