|
Комедия положений «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)Комедия Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" является одним из выдающихся произведений русской драматургии XVIII века. Василий Осипович Ключевский, знаменитый русский историк, дал ей интересную характеристику: "«Недоросль» — комедия не лиц, а положений". Попробуем разобраться, насколько эта оценка соответствует действительности и действительно ли образы, созданные Фонвизиным, смешны. Прежде всего, следует отметить, что комедия положений предполагает, что юмор возникает не столько из-за характеристик самих персонажей, сколько из-за ситуаций, в которые они попадают. В "Недоросле" мы видим множество таких ситуаций: глупые уроки Митрофана, непрекращающиеся ссоры Простаковой с мужем, попытки Скотинина жениться на Софье и так далее. Все эти эпизоды создают комический эффект благодаря абсурдности и нелепости происходящего. Однако нельзя сказать, что персонажи комедии не имеют индивидуальных черт, делающих их смешными. Наоборот, каждый из них обладает яркими характеристиками, которые делают их узнаваемыми и забавными. Например, Митрофан — ленивый и невежественный недоросль, которого больше интересует игра в мяч, чем учеба. Простакова — властная и грубая помещица, которая всеми силами старается защитить своего любимого сына. Скотинин — жадный и глупый родственник Простаковых, мечтающий жениться на богатой невесте. Все эти черты делают персонажей комедией смешными и легко узнаваемыми. Рассмотрим подробнее несколько примеров, подтверждающих, что образы, созданные Фонвизиным, действительно смешны. Митрофан. Этот персонаж вызывает смех своим полным отсутствием интереса к учебе и постоянным нежеланием учиться. Его ответы на вопросы учителей — Цыфиркина и Кутейкина — всегда абсурдны и нелогичны. Например, когда Цыфиркин спрашивает его, сколько будет дважды два, Митрофан отвечает: "А вот это скоко?" Такой ответ вызывает улыбку у зрителя, потому что он наглядно демонстрирует уровень знаний Митрофана. Простакова. Этот персонаж смешон своей грубостью и невоспитанностью. Она постоянно кричит на слуг, ругает мужа и защищает своего сына. Её манера общения с окружающими вызывает смех, потому что она настолько уверена в своей правоте, что не замечает, как выглядит со стороны. Скотинин. Этот персонаж также вызывает смех своей жадностью и глупостью. Его стремление жениться на Софье исключительно ради денег и его постоянные разговоры о свиньях — всё это делает его комичным и нелепым. Фонвизин использует различные художественные средства для создания комического эффекта. Гипербола. Персонажи комедии часто преувеличивают свои эмоции и реакции. Например, Простакова постоянно кричит и ругается, хотя ситуация зачастую не требует такой бурной реакции. Ирония. Фонвизин часто использует иронию для высмеивания недостатков своих персонажей. Например, учитель Цыфиркин говорит Митрофану: "Ну, хоть бы ты помнил, что дважды два — четыре!". Хотя это простая истина, Митрофан не может её запомнить, что вызывает ироническую улыбку. Пародия. Некоторые сцены в комедии пародируют реальные ситуации. Например, урок географии, на котором Митрофан ничего не знает, пародирует недостаточное образование дворянских детей того времени. Итак, возвращаясь к оценке Ключевского, можно сказать, что "Недоросль" действительно является комедией положений, но это не значит, что персонажи не смешны. Каждый из них имеет свои индивидуальные черты, которые делают их комичными и легко узнаваемыми. Фонвизин мастерски использует гиперболу, иронию и пародию для создания яркого и смешного образа каждого персонажа. Поэтому можно утверждать, что образы, созданные Фонвизиным, безусловно, смешны. Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|