|
Комедия «Недоросль» как комедия воспитания (ЕГЭ по литературе)Д. И. Фонвизин написал комедию “Недоросль” в 1782 году. В произведении он поставил важные для того времени темы, одной из которых является воспитание и образование дворянства. С первых страниц комедии мы читаем о Митрофанушке — сыне госпожи Простаковой. Он — будущий помещик, и он должен получить достойное образование. В ХVIII веке дворяне часто нанимали своим детям учителей, которые давали им знания из разных областей. Такие преподаватели были и у Митрофанушки. Например, Цыфиркин — отставной солдат — учитель математики. Он трудолюбивый и добрый, честно исполняет свои обязанности. Второй преподаватель Митрофана — Кутейкин — учитель русского и церковнославянского языков, недоучившийся семинарист. Его можно назвать хитрым, жадным. Именно такие необразованные люди учили молодого дворянина наукам. Но нужно отметить, что Цыфиркин и Кутейкин старались научить юношу, чего не скажешь о бывшем кучере Стародума- Вральмане. Простакова предпочла бывшего кучера, потому что он “дитя не неволит”. Пользуясь её невежеством, он потакал лени Митрофана, не учил его. И вправду, какие знания такой невежественный “учитель” мог дать ученику? Образ Вральмана отражает типичную сторону жизни дворян того времени: было принято поручать обучение и воспитание детей иностранцам, которые зачастую не могли справиться со своими обязанностями из-за того, что сами были необразованны. Фонвизин акцентирует наше внимание на отвращении Митрофана к труду и учёбе, его невежестве и глупости. Когда Митрофан на вопрос Стародума о части речи слова “дверь” отвечает, что это- прилагательное “потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна”, то мы понимаем степень его умственного убожества. Проблема необходимости достойного образования выражена не только глупостью Митрофана. Его мать, госпожа Простакова, имеет устаревшие, косные взгляды на мир. Она не видит смысла в грамоте, считает нормальным бить слуг, а впоследствии и отговривать сына от учёбы. Её “злонравие”, вызванное, по большей части, плохим воспитанием, мешает как ей, так и окружающим. Скотинин — её брат — похож на свою сестру. Когда нужно было прочитать письмо Стародума он сказкал: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных позволяет заметить разницу в отношении автора к образованным персонажам, таким как Софья, Стародум, и к невеждам. Софья- порядочная, честная девушка. Она прислушивается к советам Стародума, мнение которого для неё авторитетно. Девушка умеет читать, что отличает её от семьи Простаковых-Скотининых. Её отношения со Стародумом можно назвать образцовыми: он считает её взрослым человеком, наставляет на верный путь, говорит о важности образования; чего не скажешь об оношениях Простаковой и её сына. Она считает Митрофана за ребенка, отговаривает его от учёбы. Пьеса “Недоросль” недаром счиатется бессмертной. Даже в наши дни можно услышать в цитаты из комедии, например “не хочу учиться, хочу жениться”. В ней Д. И. Фонвизин высмеивает пороки необразованного дворянства, передающего отмирающие идеи домостроя из поколения в поколение. Он, как стороник идей просвещения, в своей пьесе показывает важность достойного образования. Обновлено: Опубликовал(а): aejsman1 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|