|
Вы здесь: Критика24.ру › Психология
Советы для продуктивной учебы (Психология)На наше обучение влияет много факторов. В основном это факторы среды и генетики. На генетику мы влиять не можем, а вот на факторы среды — да. На том, что мы можем и имеем право влиять на среду, и основан мой доклад. Процесс обучения не финишная прямая, по которой мы бежим легкой трусцой. Это волнообразная кривая из спадов и взлетов. Что самое интересное, это кривую можно расположить на любой отрезок времени: как на все 6 лет учебы, так на один день. Сначала нам дается все легко, это такой «медовый месяц» учебы. Темы интересные, сколько всего предстоит узнать нового, мы испытываем любопытство, какой будет, например, преподаватель… Но вот наступает первый спад: оказывается, этот предмет не такой уж и легкий/интересный/захватывающий и т. д. Мы испытываем переживание, скуку, рутину. Мы не видим результата, наши ожидания оказываются ошибочными. Здесь начинают работать когнитивные искажения, или стереотипы мышления. Вот одни из них. Нужно начать замечать эти искажения и помнить, что они не устойчиво-генетическая программа, а фактор, который навязан средой. Например, стереотип — нужно всё делать правильно. Откуда он взялся? Может, в школьные годы мама заставляла переписывать всю домашку из-за помарки? Мы можем на это влиять. «Я тебя породил, я тебя и убью!». Это можно сказать не только сыну Тараса Бульбы, но и собственной установке, которая мешает жить. Или, например, ошибаться это плохо. Важно понять, что оценки в школе и оценки в вузе резко отличаются и иногда мы тащим систему оценок из школы во взрослую жизнь. Если пятерка в школе была инструментом воздействия на родителей, оплатой их внимания и любви, то в вузе оценка — это шкалирование вашего знания. Если вы получили 4 на экзамене это значит, что в знании есть слепое пятно, которое нужно устранить. Тем самым, вы повышаете собственную ценность, ценность вашего знания. Итак, когда мы принимаем решение учиться/выучить что-то, у нас есть ожидания от себя, которые и включают когнитивные искажения и есть действия, которые гораздо меньше ожиданий. Также есть условия — то есть, контекст, который все это окружает. Нужно описать свой личный контекст. Например, ожидание — я учусь по 10 часов в день, учу французский, немецкий, итальянский, занимаюсь йогой, хожу на танцы, смотрю по 6 фильмов в неделю. А контекст — у меня еще второе образование, семья, работа, кошка, собака и аквариум с рыбками. Тогда вот это ваше ожидание — «учеба по 10 часов в день и т. д.» — это не совсем честно по отношению к себе. Иногда оказывается, что наши ожидания, или планы — это больше пожелания к себе в будущем, которые иногда вообще неактуальны. Итак, мы поняли свой личный контекст. Теперь наша задача понять выигрышный контекст, котором действия становятся возможными, в котором понятен каждый следующий шаг. Хорошо, когда есть глобальная цель — стать гениальным психотерапевтом и написать сотню книг — но для развития важен именно ближайший маленький шаг по направлению к этой цели. Например, каждый выученный билет вас к ней приближает. Наш основной инструмент познания — это гипотеза. Правильная гипотеза вызывает радость и повышает настроение, неправильная — разочаровывает и опускает руки. Например, моя гипотеза — выполнять по 5 задач в день. А я выполняю три. Вместо того, чтобы радоваться трем выполненным, я виню и ругаю себя за две невыполненные. Если бы я была осознанным человеком, я бы давно переформулировала свою гипотезу: поставила на день 3 задачи. Выполняя их, я бы радовалась и постепенно наращивала объем. Перед тем, как сваливать на себя гипотезу, нужно понаблюдать за собой. Тогда все получится. Теперь про планирование. Меня тошнило от слова планирование, потому что это что-то статичное, каменное. Вот ты составил план-пятилетку, соорудил огромную глыбу дел и стоишь на нее смотришь. На самом деле, это вообще не об этом. Планирование начинается с этих вопросов к себе. И я настоятельно рекомендую выделить время и в форме дневника ответить на эти вопросы. Главное надо понять — план — это не школьный дневник, понаписал расписание и все. План динамичен и гибок, он должен работать не тебя, а не на тревогу. Важно соблюдать умеренность при требовании к себе. У всех нас есть определенные ограничения и как бы не хотелось сделать миллион дел, этого не получится. План как забота о себе. Нужно оценивать, что сейчас в моих возможностях, а с чем можно повременить. Ясность и понятность плана — он должен быть написан на вашем языке. Если вы списали примерный план успешного человека из книжки по саморазвитию и пытаетесь следовать ему — это прямой путь к нервному срыву. План — это эскиз вашего дня. Соотношение — здесь про баланс между тяжелым предметом и ерундовой задачей. Если ваш день состоит из «с 7:00 до 22:00 читаю учебник по психогенетике», то у меня для вас плохие новости. Важно разбавлять сложные дела простыми. У нас разные подходы к учебе. Кто-то действительно может сидеть по 5 часов и ему нормально. А кто-то не может так долго концентрировать внимание. Для таких рекомендую технику Помодоро. Обновлено: Опубликовал(а): Елена Жаворонкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|