Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ переживания семейного кризиса на примере фильма «Три цвета: белый» 1997 К. Кесьлёвский (Психология)

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Переживание развода в рамках семейного кризиса является эмоционально сложным процессом. Расставание с объектом любви и/или привязанности, несомненно, влияет на жизнь.

Героем фильма является Кароль (Збигнев Замаховский). Некоторое время назад он покинул Польшу, чтобы участвовать в международном конкурсе парикмахерского мастерства. Он добился серьёзных успехов — оказался лучшим в своей профессии и женился на красавице-француженке Доминик (Жюли Делпи).

Ключевым событием, которое влечет за собой кризис и делит жизнь Кароля на до и после, является развод.

Инициатива развода принадлежит Доминик. В качестве основного мотива выступает невозможность удовлетворения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов. Конкретно — Доминик испытывает сексуальную неудовлетворенность в браке и, как следствие, разочарование в партнере. Вообще, личность Доминик раскрыта К. Кесьлёвским как ведомая и несколько поверхностная, т. е. можем говорить о ней, как о просто красивой женщине. На утро после развода Каролю легко удается склонить ее к физической близости путем игры с ключами («попробуй отними»), однако, не получив сексуальной разрядки, она выгоняет Кароля, к слову, тоже манипуляцией — поджигает шторы и сообщает ему, что скоро он будет объявлен в розыск за поджег. Возможно поэтому, после развода Доминик обрывает все связи с Каролем, чтобы было легче противостоять его навязчивости и выдерживать дистанцию.

Кароль — невзрачный мужчина средних лет. События и детали заставляют прочувствовать всю жалкость персонажа: перед судом на него гадит голубь, которому он улыбается, в суде плохо говорит на французском, да и вообще не защитить себя. Вместо слов, его захватывают воспоминания о счастливой свадьбе, счастливой Доминик. Он испытывает стыд за себя, так как Доминик, очевидно, выше него по статусу и брак расторгается из-за его проблем с потенцией. После заседания суда его рвет, очевидно, из-за нервного потрясения и сильного переживания. Выходя из суда, он бежит за машиной Доминик, отчаянно зовя ее.

Кароль остается на улице с заблокированными счетами. Он играет в переходе на бумажной гармошке, где знакомится со своим будущим близким другом Миколаем. Герои напиваются и идут к дому Доминик, в окне которого видно, что она спит с другим мужчиной. Именно в этой точке Кароль понимает, что его план А — ныть, манипулировать и давить на жалость — не сработает для возвращения бывшей супруги. Так ломается его привычный паттерн поведения, и он вынужден искать новый. Герой решает вернуться в Польшу. Миколай упаковывает его в чемодан (за неимением визы у Кароля), и они улетают домой.

В Польше Кароль меняет профессию на личного охранника, учит французский. Однажды он хитростью подслушивает разговор своего начальника о планах крупных корпораций на дешевые земли. Скоро они значительно поднимутся в цене. Кароль выкупает их и вскоре становится успешным предпринимателем. Однако во все время его «становления», он думает о Доминик, звонит ей и плачет.

Накопив и устоявшись в обществе, Кароль приступает к выполнению плана Б. Он инициирует свои похороны и оставляет все Доминик, убежденный, что тогда она точно приедет, так как сумма в наследстве крупная. После своих похорон он является к Доминик в отель и, наконец, сексуально удовлетворяет ее. Утром Доминик просыпается одна, к ней являются сотрудники полиции и обвиняют в убийстве Кароля. Она твердит им, что он жив, но её принимают за сумасшедшую. В итоге, Каролю удается его план — Доминик сажают в тюрьму, а он каждый вечер может приходить и любоваться ею, зная, что теперь она не принадлежит никому, кроме него.

Он сразу же предпринимает попытку вернуть Доминик, однако эта затея оказывается неудачной. Дальше его поведение только зацикливается на этой стадии. Вместо того, чтобы справится с утратой и выстраивать свою жизнь без Доминик, он разрабатывает план по её возвращению, который наполнен смесью из мести и жажды собственничества. При этом Кароль, очевидно, несчастен.

На третьем этапе происходит юридический развод. Анализируемая пара проходит его вместе, но Кароль опять же не интегрирует это событие в свой нарратив, а отвергает его. Четвертая и пятая стадии — экономический развод также не имеют место для обсуждения в рамках контекста данного фильма. А вот шестой и седьмой представляют интерес.

Словно Кароль одержим превратить Доминик в свою любимую фарфоровую статуэтку.

До седьмого этапа — психологического развода — Кароль не доходит, так как здесь ключевым является полное принятие факта распада отношений и готовность к построению новых.

Также у Кароля наблюдается манипулятивно-агрессивная стратегия поведения, которая выражается в желании вернуть и удержать Доминик любым способом, даже ценой лишения свободы. Таким образом, в этом же выражается агрессия – разрушить жизнь партнера, причинить ему боль и отомстить. Принимающая стратегия у Кароля работает нетипично. Он принимает свое положение, как временное, как необходимое время для реализации плана мести.

Я вижу здесь пространство для индивидуальной терапии Кароля, так как супружеское консультирование исключено по причине того, что Кароль не любит Доминик. Скорее здесь прослеживается желание обладать объектом привязанности и патологическая ревность.

Что касается психотерапевтического вмешательства, то на первый план выходит проработка чувств обиды на Доминик, стыда и злости. Надо также отметить, что эмоциональная утрата Кароля обострена, так как пара не поддерживает контакт после прекращения супружеских отношений. Доминик полностью устраняет его из своей жизни, в добавок, почти сразу же находит другого мужчину. Это условие оказалось усугубляющим для проживания кризиса. После проработки негативных эмоций предстоит выявление фрустрированных потребностей Кароля, стоящих за предъявленными чувствами и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации.

Я не могу предположить, насколько успешно Кароль мог бы переосмыслить и позитивно реинтерпретировать полученный опыт, так как его персонаж сложен и неоднозначен. С этим же вопросом связан поиск внутренних ресурсов и построение им планов на будущее.

Также стоит сказать про кардинальную личностную перемену Кароля. Здесь мы видим типичную картину трансформирующей работы кризиса — из безобидного парикмахера с нулевой потенцией в успешного расчетливого богача со связями. Однако сделала ли эта перемена Кароля счастливым?

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.