|
Вы здесь: Критика24.ру › Психология
Эссе по статье С. А. Баркова «Дауншифтинг как постмодернизм в действии» 1 часть (Психология)Постмодернизм уничтожил величие идеи прогресса. Если модернизм стремится, постмодернизм остается на месте и осматривается вокруг. Неудивительно, что при правлении последнего на стыке 20-21 веков возник термин «дауншифтинг». На самом деле, философия дауншифтинга черпает идеи из прошлого. Эпикур утверждал, что истинное счастье заключается в наслаждении жизнью, а главная ценность — это удовольствие. Для эпикурейца безмятежность реализуется в сосредоточенности на процессе познания с сочетанием спокойствия. Благоразумие спасает от «вздора и страха» — стресса. Эпикуреец находит счастье в приспособлении и изменении отношения к обстоятельствам. Стремящийся же к дауншифтингу настойчиво меняет обстоятельства, веря в то, что в глухой деревне никогда не испытает стресс и разочарование. Отказ от благ цивилизации практиковал и Лев Николаевич Толстой. Обосновавшись в Ясной Поляне, он восхвалял простую жизнь крестьянина. Радость физического труда прекрасно описана в «Анне Карениной», когда Левин косит траву вместе с рабочими: «Нужно физическое движенье, а то мой характер решительно портится», — подумал он и решился косить, как ни неловко это будет ему перед братом и народом». Сама этимология слова «дауншифтинг» заключает противоречие. Если долго ехать на первой передаче, то, во-первых, далеко не уедешь, а, во-вторых, вряд ли доедешь вообще — сгорит двигатель. Дауншифтинг говорит о том, что нет ничего ценнее идей независимости, свободы и саморазвития. Поэтому термин «понижение» следует рассматривать как попытку всмотреться в себя и окружающие события. Но опять же, «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Нюанс этой философии в том, что человек может «слишком понизиться» и зависнуть в своем бездействии. Избыточная рефлексия вредит. Дауншифтер стремится к свободе, но, что есть свобода? Абсолютная независимость и многовариантность выбора — безграничное поле, отсутствие условий. Человек растворяется в пространстве хаоса, поэтому, истинный дауншифтинг (под истинностью я понимаю пользу) должен сопрягаться с волей. Условия либо задаются, либо их задают. Дауншифтер, обладающий намерением самореализации, должен иметь волю и разрешение самому себе быть творцом. Он внутренне свободен на жизнетворчество. С помощью воли он задает себе необходимые условия для саморазвития. Если воли нет — условия навязываются другими дауншифтерами, культурой, стереотипами. Даже в творческом пути, отличающей чертой которого является нонконформизм, существуют стереотипы. И переезд в другую страну, сельскую местность, занятие только «своим делом» — это тоже стереотипы познания и развития себя. Помимо воли важна смелость. Смелость проявляется в полной сепарации и способности самому себе задавать рамки. Свобода пугает. Люди в галстуках пусть и чувствуют себя иногда невыносимо, но они защищены продиктованными условиями. Ответственность за их жизнь все еще лежит где-то и у кого-то. Они являются исполнителями, имеющий смелость быть себе и диктатором, и рабочим — является творцом. Дауншифтер хорошо понимает, что стереотипы развития не работают. Перед новой жизнью самопознания и самореализации он должен сбросить «заводские настройки». Здесь возникает сложность. Познать себя и отсеять зерна от плевел. При этом первое — истинное, второе — ложное. Истинное — личность, ложное — масса стереотипов, искажений мышления, установок, сценариев. Бросаться в дауншифтинг, используя его стереотипы, например, переехать в село, предварительно не разобравшись в себе — это утопия. Это бегство от реальности. Я не говорю, что отказ от цивилизации категорично плох. Безусловно, есть уставший человек мегаполиса с болью в сердце о матушке-земле. Его истинное Я, которое желало всю жизнь дышать полями, похоронено под ложным Я построить карьеру и обеспечивать всю семью. Герои Гамсуна из «Плодов земли» — дауншифтеры по призванию. В них я верю. Они строят свою империю среди скал, занимаются хозяйством и детьми, потому что это их истинное Я. Я не верю в офисного клерка, который уехал в деревенский дом и считает, что это спасет его от невзгод и горя. Конечно, возможно, он будет окружен не «успешным успехом» в лице лучших сотрудников, красивых моделей, знаменитостей и проч. Он будет окружен сельскими жителями, зачастую пожилого возраста. Клерк превратится в достойный образец, потому что легче быть хорошим на фоне беспомощности, чем на фоне, среди которого и фигуру не всегда различишь. За деревенским дауншифтером может скрываться человек с критически низкой самооценкой, вот я к чему. Если человек в деревне реализуется в теплом быте, плодородии, наслаждении природой, то это несомненно выйдет в пользу окружающим. Да, он выйдет на рынок с прекрасным продуктом, начнет писать книги, заведет блог. Самореализация должна выходить в социум и подвергаться общественной оценке. Дауншифтер-крестьянин чувствует себя на своем месте и это запускает процесс категоризации. Его вносят в категорию хорошего мясника или хорошего хозяина. Если дауншифтер живет в разваленном доме, имеет три морковки на огороде и при этом испытывает счастье — это не истинная самореализация. Это самая настоящая обломовщина. Распространена тенденция переезда в слаборазвитые страны. Напоминает: «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест). Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день, И начал странствия без цели...». Обновлено: Опубликовал(а): Елена Жаворонкова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|