Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11.2. Почему роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» называют идеологическим? Сенина 2024 2 вариант (ЕГЭ по литературе)

Почему роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» написан в 1866 году, когда жар романа в русской и зарубежной литературе был наиболее распространён. Неслучайно девятнадцатый век называют веком романа. Эпическое произведение Ф. М. Достоевского включается в себя элементы психологического, детективного и идеологического романов. Идеологическим это произведение критики и литературоведы называют потому, что в нём раскрываются идеология и мировоззрение героев, показано столкновение взглядов и идей.

Роман полифоничен, так как в нём приходят во взаимодействие разные голоса действующих лиц, каждый из них излагает свою идею.

В центре повествования бывший студент юридического факультета Родион Романович Раскольников. Сознанием юноши полностью овладела идея исключительной личности, мысль о существовании сверхчеловека, которому всё позволено. Будучи студентом, он написал статью «О преступлении», в которой штрихами, пунктирами отразил свою теорию. По этой теории автор статьи делит всех людей на две категории. Сильные мира сего, подобные Наполеону, Магомету, призванные сказать новое слово, имеют право преступить закон, позволить своей совести пролить чужую кровь, если это необходимо для воплощения в жизнь их идеи, для справедливости, для блага человечества. Большая часть человечества не имеет такого права, она представляет собой всего лишь материал для зарождения себе подобных. Юноша загнан в жизненный тупик, но ничего не делает для выхода из него, ему нужно всё и сразу- наполеоновское правило. Он задумывает убийство старухи процентщицы не столько для поправления своего материального положения, сколько для проверки своей теории. Раскольников хочет узнать, к какой категории человечества он относится: имеет ли он право или он «тварь дрожащая». Бывший студент рассуждает, что ростовщица заедает чужой век и не имеет права на жизнь. Добрая натура юноши ступает в противоречие с арифметически выверенной рассудочной теорией, на преступление он идёт как на казнь. Показательно, что жертвой убийцы становится и ни в чём не повинная юродивая Лизавета, пришедшая на квартиру сводной сестры не вовремя.

Антиподом Раскольников в романе является Соня Мармеладова. Она тоже переступила черту, нарушила заповедь «не прелюбодействуй», пошла по жёлтому билету. Но если Раскольников преступает заповедь «не убий» для себя, то Соня жертвует собой ради голодных детей мачехи Катерины Ивановны. Раскольников бунтует против Бога, против его мироустройства, в котором зачем-то существует страдание и несправедливость, он хочет устроить мир по собственному пониманию справедливости. Соня же истово верит в Бога и в его милосердие. Раскольников долго сопротивляется правде Сони. Он идёт в полицию, потому что «замучился», потому что иного выхода у него нет. Но пока ещё верит в истинность и верность своей теории, считает, что эта теория ничем не хуже других идей. Только на каторге, увидев пророческий сон о мельчайших существах — трихинах, проникающих в сознание людей и заражающих их уверенностью в своей правоте и желанием отстаивать свою мысль о справедливости, убийца отказывается от своей идеи, понимает, что его теория ложная, а её воплощение в жизнь несёт миру разрушение. Люди, заражённые мыслью о своей справедливости, начинают убивать друг друга, а мир идёт к Апокалипсису. Приняв правду Сони, Раскольников воскресает духовно для новой жизни.

Таким образом, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» называется идеологическим, потому что сознанием героев владеют идеи, которым они следуют своих поступках. Главный герой Раскольников не простой убийца, а идейный. Он совершает убийство с целью проверки своей теории. Соня Мармеладова следует идее самопожертвования и сострадания. Никто, кроме Бога, не имеет права решать, кому жить, а кому умирать. В финале романа религиозная и гуманистическая идея воскрешения души через покаяние и страдание торжествует.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.