|
17.2. Почему роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» называют романом-прозрением? (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» написан в направлении критического реализма. С помощью образа Родиона Раскольникова автор раскрывает тему греха и покаяния. Обратимся к анализу значимых эпизодов, чтобы понять, как главный герой проходит путь нравственного возрождения. Во-первых, Раскольников разочаровывается в себе. Теория главного героя стала лейтмотивом романа». В завязке произведения персонаж уверен, что убийство старухи будет оправдано благими делами, которые он совершит: спасёт семью Мармеладовых, поможет сестре и матери. Однако в диалоге с Соней главный герой признаётся, что совершил преступление не ради спасения людей, а ради проверки личной теории: «Не для того я убил, чтобы <…>сделаться благодетелем…». С развитием сюжета в романе становится ясно, что персонажем руководило его тщеславие, а не попытка изменить положение дел. Никакого блага не было достигнуто, даже, наоборот, Лизавета стала безвинной жертвой теории героя. Во-вторых, с помощью психологизма Достоевский раскрывает идею романа: нельзя прийти к благу через преступление. Сны Раскольникова, его болезнь — доказательства несостоятельности теории. «Физическое отвращение» раскрывает внутренний конфликт героя: чувство вины не даёт покоя Родиону. Также, в систему образов романа автор вводит двойника главного героя — Свидригайлова. Через его путь Достоевский показывает возможную судьбу Раскольникова: если герой не раскается в содеянном преступлении, как и его двойник, то это приведёт к душевной пустоте, самоубийству. В-третьих, Соня Мармеладова становится примером для Родиона. Девушка находилась на социальном дне, как и Раскольников, но она жертвовала не чужими жизнями, а своей. Несмотря на нравственное преступление, Соня осталась чиста душой. Вера в Бога помогает героине. «Евангелие» становится символов возникающих у Раскольникова сомнений. Персонаж берёт книгу у Сони, но не сразу прочитывает её. Автор показывает, что главному герою необходимо время, чтобы встать на путь истины. В эпилоге романа идеология Сони побеждает идеологию Раскольникова. Последний сон героя — символ его перерождения: «но тут уж начинается <…> история постепенного обновления человека». Таким образом, роман Достоевского называют романом-прозрением, потому что автор показывает путь духовного развития Раскольникова, последствия его преступления. Исцеляющая любовь Софьи помогает герою встать на путь истины. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|