|
Биография Толстой А. Н.
Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске Самарской губернии. Впрочем, можно сказать и по-другому: 10 января 1883 г., в городе Пугачевске Саратовской области. За время его жизни (умер он 23 февраля 1945 г.) изменился счет времени, изменялись многие названия и границы. Чуткий к социальным переменам, А. Н. Толстой принял и в своем творчестве ярче, талантливее, чем многие писатели, выразил героику и мерзость прожитого им времени. Детство и юность его прошли, впрочем, как у тысяч подобных ему детей помещиков средней руки. Его отчим и мать — интеллигентные люди, изгнанные провинциальным обществом (мать ушла от мужа за несколько месяцев до рождения сына), — поселились в деревне. «Я вырос на степном хуторе верстах в девяноста от Самары», — начинает свою автобиографию Алексей Толстой . Впечатления детства, природа Поволжья, дружба с крестьянскими детьми, уклад деревенской и мелкопоместной жизни вспомнятся потом в серии рассказов о разоряющихся барах и в «Детстве Никиты». В семье поддерживалась память о «шестидесятниках», разговоры велись в самом либеральном духе. Мать, Александра Леонтьевна Востром, писала книги (далеко не всегда находившие издателя), герои которых обличали несправедливость в длинных и прямолинейных монологах. Признанными в семье писателями были Тургенев, Лев Толстой, Некрасов. Но в те же детские годы, как вспоминал Алексей Толстой впоследствии, он особенно любил слушать сказки и песни на крестьянских посиделках. Русская реалистическая литература с ее стилистической ясностью и русский фольклор формировали язык будущего писателя. В литературу он вошел легко. Правда, о первой книге стихов, «Лирика» (1907), он не любил вспоминать, считал ее слабой и рассказывал, что сжег весь тираж. Но уже две следующие книги: «Сорочьи сказки» (1910) и стихи «За синими реками» (1911) сразу были приняты читателем. В начале XX века после спада революции особым спросом пользовалась литература «туманно-утонченная» и «мифо-языческая». От увлечения первой Алексея Толстого спасло чувство юмора и естественность — результат воспитания. Он попробовал написать несколько «декадентских» рассказов, но даже не пытался их напечатать. Любовь же к фольклору не покидала его до смерти, но и в этом жанре он предпочитал стилизации народное слово: живой русский язык А. Н. Толстой чувствовал как мало кто из писателей. Наибольшую популярность Алексею Толстому принесли рассказы и повести из быта заволжских помещиков: такая тема стала модной в годы между первой революцией и мировой войной. И. А. Бунин в воспоминаниях «Третий Толстой» отметил главную, на его взгляд, черту творчества этого автора: «...с самого начала своего писательства проявил он великое умение поставлять на литературный рынок только то, что шло на нем ходко, в зависимости от тех или иных меняющихся вкусов и обстоятельств» '. Такую особенность писателя (свойственную не одному А. Н. Толстому) можно, однако, понять и по-другому: один увидит в ней погоню за сиюминутным успехом, а другой — желание говорить с людьми о том, что им сейчас интересно. Есть писатели, которым более интересен их собственный «внутренний мир»: они не могут не писать, потому что им надо рассказать о себе, самовыразиться. А есть и другие: они ближе к своему читателю, часто имеют общие с ним интересы и вкусы. Из них не выходят «учители жизни», но они создают основу литературы. А. Н. Толстой — общительный по своей натуре человек — сам увлекался теми же темами, что и его читатели. Он был очень социальным писателем: не только потому, что писал на общественно важные темы, но и потому, что не мог жить без общения с самыми разными людьми. А. Н. Толстой знал силу своего таланта и хотел занимать соответствующее этому таланту место. Он и занял его, когда после кратковременной эмиграции вернулся в 1923 году в Советскую Россию. Его книги беспрестанно издавались, он имел и высокие посты в писательских организациях, был и депутатом Верховного Совета СССР, и академиком. Все внешние блага, желаемые им, Алексей Толстой получал по справедливости: как в соответствии с его писательским мастерством, так и потому, что отмеченную Буниным черту решительно развил, поняв: теперь отношения писателя с читателем устанавливаются не непосредственно, а через государство; место идей заступает идеология. Читателю можно угождать, а можно и быть независимым; государству нужно служить. Огромный языковой талант Алексея Толстого не раз спасал его на этом пути от написания однодневных рассказов и романов, как у менее даровитых его коллег. Но и в исторических его произведениях заметна эта, все усиливавшаяся к сороковым годам, тенденция; и в рассказах двадцатых годов, ставших сейчас историческим памятником (лексику, манеру разговора, быт этих лет по ним можно восстановить с археологической точностью), часто «сверхзадача» проглядывает слишком откровенно. Романтичному читателю «Аэлиты» грустно узнать, что чуть ли не сразу по возвращении в Россию Алексей Толстой переделал роман в киносценарий (фильм вышел в 1924 г.), по которому Аэлита после победы народного восстания снова загоняет рабочих в рудники, из-за чего Лось убивает ее. Но в конце выясняется, что весь полет на Марс привиделся в бреду Лосю, и тот, очнувшись, сжигает свои чертежи межпланетного корабля и возглашает отказ от пустых мечтаний и стремление строить повое общество. Еще в эмиграции А. Н. Толстой написал и издал роман «Хождение по мукам» (получивший впоследствии название «Сестры» и ставший первой книгой знаменитой трилогии) — одну из лучших своих книг. Для издания 1925 года он сделал ряд исправлений, приближающих этот роман к — еще не написанным! — «Восемнадцатому году» (опубликован в 1928 г., впоследствии тоже переделывался) и «Хмурому утру» (закончен в 1941 г.). Эволюция Алексея Толстого от двадцатых к сороковым годам заметна и в «Петре Первом», но виднее всего она проявилась в «Хождении по мукам». «Сестры» — итог эпохи, непосредственно прожитой писателем, прощание с ней; этот бывший свой мир Алексей Толстой изображает цельно, завершено и лирично. Вторая и третья книги выигрывают в том, что называется «динамика развития характеров», но эта жизнь, очевидно для читателя, известна А. Н. Толстому из чужих рассказов, из документов — но не прожита им самим. Недаром столь велика здесь доля прямой публицистики или хроники. Вставка же между второй и третьей книгами — «Хлеб (Оборона Царицына)», попытка художественного воплощения сложившейся к тому времени (повесть закончена осенью 1937 г.) установки о ведущей роли И. В. Сталина в гражданской войне — вызвала, как признавал сам писатель, упреки в том, что она суха и «деловита». Если в «Петре Первом» та же задача возвеличения вождя, преобразователя воплощена художественно, то в драматической дилогии об Иване Грозном и язык персонажей неестествен, и идея упрочения государства мудрым правителем выражена слишком лобово, и даже понятный в годы войны патриотизм — низкого пошиба: все русские (кроме нескольких продавшихся бояр) хороши и благолепны, все немцы и татары — глупы, продажны. Пьеса об Иване Грозном была заказана А. Н. Толстому еще до войны, на волне возвеличения царя и в кино (фильм С. Эйзенштейна) и в литературе (книги 40-х гг. В. Костылева, В. Соловьева, пьеса И. Сельвинского и т. п.). Суть такого «развития культуры» определил тогда же Б. Л. Пастернак: «Благодетелю нашему кажется, что до сих пор были слишком сантиментальны и пора одуматься. Петр Первый уже оказывается параллелью неподходящей. Новое увлечение, открыто исповедуемое, — Грозный, опричнина, жестокость. На эти темы пишутся новые оперы, драмы и сценарии». Но и читаем мы сейчас не пьесы об Иване Грозном и не «Хлеб», а «Детство Никиты», «Золотой ключик», многие рассказы А. Н. Толстого, «Хождение по мукам» и «Петр Первый». Источники:
Аннотация: В историческом романе А. Н. Толстого {1883—1945) «Петр Первый» показан один из переломных моментов в истории России, когда, по словам автора, завязывался «русский характер». Первая книга романа посвящена борьбе Петра и его сторонников с традициями старомосковской Руси. Во второй — рассказывается, как в войнах с внешними врагами крепнет новое Российское государство. Третья, неоконченная книга, повествует о победах России в Северной войне. Умело пользуясь языком петровского времени, А. Н. Толстой воссоздает образ главного героя и дух эпохи. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|