|
Вы здесь: Критика24.ру › Грин А. С.
Методическое эссе по произведению «Зеленая лампа» (Грин А. С.)Одним из важнейших вопросов, какими задается методика преподавания литературы, был, есть и будет вопрос отбора произведений, которые нужно изучать в рамках школьной программы. Каким бы масштабным, каким бы гениальным, каким бы глубоко нравственным ни было литературное наследие, с которым современный человек имеет возможность познакомиться, охватить и прочитать всё никогда не получится. Поэтому остро встает вопрос не только обязательных для изучения произведений, но «необязательных» — текстов, которые рассматриваются на внеклассных уроках литературы. В рамках школьной программы дети знакомятся с замечательной повестью «Алые паруса» А. С. Грина. Это произведение рассказывает добрую историю девушки, чья совершенно чудесная мечта сбылась самым чудесным образом. Но, по моему мнению, у А. С. Грина есть и другие, заслуживающие внимание школьников произведения, которые можно разобрать на уроках внеклассного чтения. Одним из таких произведений является рассказ «Зелёная лампа». «Зелёная лампа» — совсем небольшой рассказ, повествующий о событиях, которые происходили в Лондоне в промежуток между 1920 и 1928 годом. Сюжет произведения такой: один джентльмен по фамилии Стильтон, давно пресытившийся жизнью и познавший всевозможные развлечения, решает «проделать шутку» с бедняком Ивом, которого он со своим приятелем увидел на улице в состоянии обморока. Маленьким дополнением становится неопределенность срока данного уговора («может быть, год, может быть, всю жизнь») и то, что лампа будет сигналом для состоятельных людей, которые непременно придут к Иву (что на самом деле было ложью). Казалось бы, огромной щедрости предложение — помочь бедняку встать на ноги, получить деньги за простую работу, чтобы начать учиться или искать работу другую, более прибыльную. Но Стильтон делает это совершенно из иных, вовсе не добрых побуждений:
Спустя много лет Стильтон, «грязный, скверно одетый человек с истощенным лицом», попадает в больницу с переломом ноги, и хирургом, который будет проводить операцию, окажется Ив. За пару лет выполнения уговора он приобрел интерес к медицине, благодаря своей пытливости и старательности преуспел в этом и много узнал, благодаря знакомому студенту сдал экзамены и поступил в медицинский колледж и, наконец, благодаря случаю столкнулся со Стильтоном на улице под окном с зеленой лампой и узнал о сущности «шутки». Но Ив не злился на Стильтона за эту подлость, потому что понимал, что именно он подарил ему возможность стать человеком. А Стильтон в свою очередь разорился и спился. Этот рассказ мне очень нравится своей проблематикой и сюжетом, и я всегда советую его к прочтению, поскольку после знакомства с данным произведением нельзя не задуматься о жизни своей и жизни в целом. Этот рассказ о том, что судьба — вещь очень неоднозначная, потому что человек в силах и в состоянии изменить ее, но стечение некоторых обстоятельств невозможно предугадать или создать искусственно. Этот рассказ о том, как меняет людей со слабым характером «хорошая» жизнь. Этот рассказ о том, как меняют жизнь люди с сильным характером. Этот рассказ о том, как справедлива судьба, как справедливы законы человеческой жизни. Этот рассказ банально о том, что добро, упорство, старание, сила всегда побеждают и приводят к успеху. Этот рассказ о том, что человек всегда делает сознательный выбор, с последствиями которого он должен быть готов столкнуться. Этот рассказ о том, как разделяют людей деньги, как влияют на жизнь человека, и к чему в финале приводят две крайности — богатство и бедность. Композиция рассказа подчеркивает проблематику, смысл и идею произведения: в первой части состоятельный Стильтон встречает бедняка Ива и помогает ему — во второй части образованный и сильный в медицине Ив помогает разоренному Стильтону с переломом. Такой сюжет ярче выделяет мысль о том, как непредсказуема, но справедлива жизнь, которая способна даже таких далеких друг от друга в социальном плане людей поменять местами и кардинально изменить их быт, характер и судьбу. Рассказ «Зеленая лампа» я включила бы в список внеклассного чтения в 8-9 классе, потому что именно в этом возрасте дети смогут с присущей им искренностью и впечатлительностью прочитать историю Ива, проникнуться ею и в то же время с присущей детям этого возраста серьезностью и рассудительностью понять суть и глубину и социальной, и нравственной, проблемы, спросить себя «А как бы я поступил на месте Ива?» и ответить. А если не ответить, то непременно отправиться на поиски ответа. Обновлено: Опубликовал(а): sonya marmeladova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|