|
Характер парадокса в притче «Поклонник» (Уайльд Оскар)Название данной притчи может быть переведено на русский язык по-разному. Первый вариант заголовка — «Ученик», второй — «Поклонник». Обусловлено это тем, что в оригинале пруд предстает как достойный последователь своего учителя, впитавший учение и сделавший его главенствующим принципом своего существования: пруд, как и Нарцисс, являет собой крайнюю степень эгоцентризма и любви к себе. В данной притче речь идет о Нарциссе, персонаже из греческой мифологии, который был известен своей красотой и самолюбием. После его смерти ручей, который был символом его радости, превратился в ручей из слез. Ореады, нимфы лесов, пришли к ручью плакать и петь ему, чтобы поднять его настроение. Ореады утверждают, что они не удивлены печалью ручья по поводу Нарцисса, так как он был очень красив. Ручей спрашивает, был ли Нарцисс на самом деле красивым, а Ореады отвечают, что только ручей может знать это лучше всех, так как Нарцисс любил лежать на его берегах и видеть свое отражение в его водах. Ручей утверждал: «Нарцисс любим был мною за то, что он лежал на моих берегах, и смотрел на меня, и зеркало его очей было всегда зеркалом моей красоты». Таким образом, ручей видел свою красоту в зеркале глаз Нарцисса, а Нарцисс видел свою красоту в зеркале вод ручья. Это отношение символизирует взаимную привязанность и восхищение друг к другу. Но также это поднимает вопрос о восприятии красоты: красота в глазах смотрящего или же в нем самом? Парадокс в этом тексте заключается в том, что хотя Нарцисс был прекрасен и любим ручьем, его смерть вызвала печаль и солёные слёзы, что нарушает ожидания. В то же время Ореады утверждают, что Нарцисс чувствовал к ручью то же самое, что и ручей к нему, создавая взаимность красоты и любви. Это противоречивое сопоставление кажется парадоксальным, так как невозможно точно установить, кто был источником красоты и любви.
Однако главным парадоксом здесь является то, что не Нарцисс видит себя в ручье, а ручей видит себя в Нарциссе. Таким образом Уайльд переосмысляет античный миф. Здесь снова переплетаются излюбленные темы Уайльда — эгоцентризм, а также взаимоотношения индивидуальной и объективной красоты. Отслеживается также философский подтекст субъектности и объектности. Нарцисс здесь выступает субъектом, а ручей – объектом. Их основной принцип — это взаимодействие. Они отражают друг друга и друг в друге видят красоту. Обновлено: Опубликовал(а): _Катерина_ Внимание! Спасибо за внимание.
|
|