Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Древнерусская литература — это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов и в основном господствует унисон»? (Литература XI—XII веков)

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в одном из своих литературных трудов писал: «Древнерусская литература — это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов и в основном господствует унисон». В своём высказывании учёный открыто сравнивает русское искусство слова эпохи Средневековья (XI-XVII вв.) с певческим коллективом, а именно: хором, при этом указывая на то, что в нём практически отсутствуют люди, занимающие ведущую позицию. Вместо этого данная общность музыкально и мелодически связанных лиц, находясь в процессе создания какого-либо произведения, сливается в один голос, который не поддаётся дроблению и вычленению его составляющих. Такое сходство очень удачно подмечено Лихачёвым, ведь между древнерусской литературой и вышеназванными понятиями можно провести много параллелей, которые в своей взаимосвязи подчеркнут метафоричность изречения.

Под хором Дмитрий Сергеевич понимает авторов того времени. Их сообщество было малочисленным, а творчество носило неличностный характер.

Это выразилось в анонимности, скромности, исходящей из христианской философии, а также в выражении мысли от лица «мы». То, что в нём нет солистов, то есть, условно говоря, «знаменитых» и «видных» писателей, свидетельствует о наличии скорее общего стиля, нежели индивидуального, хотя каждый, так или иначе, вносил в художественное целое свои собственные мысли, но в небольшом количестве. Все люди, имеющие предметом деятельности литературное творчество, не возвышают себя над другими представителями писательского таланта, так как личностное начало в древнерусской литературе было приглушено. Особенностью произведений являлось совмещение каноничности, традиционности и этикетности.

В свою очередь, созвучие древних русских мастеров слова достигается за счёт общности тематики и проблематики литературных текстов, идейно-художественного содержания, стилевых черт. Проявлением последнего являются общие стилистические места (постоянные формулы и элементы, «loci communes»), определяющие развитие действия. Историко-культурный контекст письменных памятников литературы позволяет судить о единстве мировоззренческих установок авторов, их стремлении изобразить события в соответствии с реальной действительностью. События и лица, упомянутые в текстах, хронологически зафиксированы и конкретны. Никто не выходит за границы этого контекста и не выбирает другой предмет художественного изображения. «Древнерусская литература повествует об исторически значимых событиях в жизни исторически значимого лица» — так пишет Лихачёв об этой особенности. Следовательно, произведения Древней Руси проникнуты ярко выраженным историзмом. Это и есть так называемый «унисон», который состоит в том, что авторы ставят перед собой одни и те же задачи и достигают их, выстраивая форму и содержание путём заимствования отдельных фрагментов у предшественников (факт уважения и начитанности).

Таким образом, можно сделать вывод, что Д. С. Лихачёв мастерски подошёл к определению понятия «древнерусская литература». Благодаря представленной характеристике отчётливо прослеживается её связь с музыкой: эпическая проза в то время была мелодически и ритмически организованной, в ней повсеместно распространялась звукопись.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.