Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И.С. Тургенев? (По роману «Отцы и дети».) (ЕГЭ по литературе)

Роман «Отцы и дети» - самое сложное и глубокое произведение Тургенева, проблематика его многогранна, образы во многом противоречивы и не допускают однозначных трактовок. В центре романа находится образ «нового человека» - нигилиста Евгения Базарова, отрицающего современный ему общественный уклад.

После выхода романа в свет в 1862 году на него живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших полемический характер. Сам же автор произведения в заметке по поводу «Отцов и детей» пишет: «Базаров – моё любимое детище… Эта самая симпатичная изо всех моих фигур».

Но наряду с чертами, которые принимает писатель в главном герое, есть и те, которые он отрицает.

И.С.Тургенев не рассуждает прямо о характере и внутренних убеждениях Базарова. Отличительной чертой мастерства писателя считается «тайный психологизм». Следуя ему, Тургенев избегает прямого выражения своей оценки героя, предоставляя Базарову возможность самому проявить себя в диалоге и сюжетном действии. Так, читателям становится понятно, что Тургеневу нравится такая черта характера Базарова, как чистосердечность. Писатель отмечает, что открытость и доброта Базарова нравятся слугам и крестьянским детям, которые могут легко присоединиться к герою, наблюдающему за лягушками. Доброту и простоту героя Тургенев подчёркивает и во взаимоотношениях Базарова с Фенечкой: девушка «неблагородного происхождения», которая скованно чувствует себя в компании братьев Кирсановых, свободно и непринуждённо ведёт себя в диалоге с Базаровым, может спокойно обратиться к нему за помощью, попросить осмотреть захворавшего Митю.

Тургенев по достоинству оценивает любовь Базарова к труду, вполне искренне восхищается умом своего героя. Писатель в отдельных эпизодах романа показывает, как Павел Петрович, строго осуждающий нигилизм героя, и Николай Петрович часто заходят в кабинет Базарова и со вниманием следят за его работой. Тургенева привлекает и такая черта Евгения, как осознание своего профессионального долга. В сцене дуэли Базаров, увидев струйку крови из простреленной им ноги Кирсанова, бросает «пистолет в сторону» и бежит на помощь к раненому. Тургенев подчеркивает профессионализм героя: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану».

С другой стороны, читатель чувствует, что Базаров во многом чужд и непонятен Тургеневу. Отрицание искусства, культуры, природы и любви неприемлемы для писателя. Тургенев не понимает, как Базаров может всё измерять пользой: «Важно то, что дважды два четыре, а остальное всё пустяки», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Автор осуждает главного героя за его отрицание всяких чувств, поэтому Тургенев проверяет Базарова в верности своей позиции через испытание любовью.

Любовная линия Базаров – Одинцова очень важна для понимания романа в целом: на смену идейным спорам приходят вопросы, поставленные самой жизнью, раскрывается внутренний конфликт героя. С помощью борьбы между мировоззрением и чувствами Тургенев доказывает неприменимость теории героя на практике.

Также писатель с сожалением говорит о бесславности, бесполезности жизненной силы и энергии героя. Тургенев не может примириться с тем, что нигилисты ничего не предлагают взамен старого уклада жизни, который они хотят разрушить. В диалоге Базарова с Павлом Петровичем первый на слова второго: «Да ведь надобно же и строить» заявляет: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Тургенев отрицает и холодное отношение героя к родителям. Писатель подчёркивает, что Базаров редко навещал отчий дом, тяготился общением с родителями, когда те, напротив, ждали с нетерпением приезда сына. В сцене отъезда Базарова из родного гнезда Тургенев изображает трогательными и несчастными родителей Базарова. В словах Василия Ивановича чувствуются родительские обида, изумление, растерянность.

Тургенев в различных сюжетных действиях раскрывает собственное отношение к своему герою. Видно, что оценка созданного им образа «нового человека» неоднозначна, о чём он сам признаётся в одном из писем к своему современнику Фету.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.