|
Тема греха, возмездия, и покаяния в драме «Гроза» (Островский А. Н.)Образ Катерина как верующей, религиозной женщины напрямую связан с темой греха, возмездия и покаяния в пьесе. С этой точки зрения символично даже само название драмы. Следует так же отметить что образ грозы, хоть и как природного явления, так же символично проходит сквозь все произведение. Гроза — это символ возмездия, которое надвигается на город Калинов и его обитателей. Только вот за что возмездие? С одной стороны, Катерина погибает в грозу, а на протяжении всей пьесы неоднократно упоминает о её приближении со страхом. Поэтому на первый взгляд может показаться, что речь идёт о возмездии за измену мужу, что согласно религиозным законам является большим грехом — прелюбодеянием. Такое мнение и выдвинули многие современные автору критики. С другой стороны, гроза обрушивается на весь город, и гибель Катерины становится вызовом калиновскому обществу, протестом против насилия над человеческой душой, стремящейся к внутренней свободе и любви. Не за это ли ждет калиновцев возмездие? Тема греха и покаяния тоже проходит сквозной нитью через всё произведение. Упоминает о грехе и греховности своего поведения, то есть любви к Борису, опять-таки Катерина. И связано это с глубоким чувством религиозности, воспитанном в ней с детства. Выходя замуж за Тихона, Катерина и не собиралась изменять мужу. Она неоднократно на протяжении пьесы пытается наладить отношения с мужем, просит его взять её с собой в поездку, но тот не слышит жены, не хочет понять её трудностей и стремления любить и быть любимой. Тихон отталкивает жену, фактически сам бросает её в объятия Бориса, который, по мнению Катерины, способен понять и почувствовать переживания девушки. Однако убедившись в безволии и некотором эгоизме чувств Бориса, Катерина разочаровывается в любви, теряет надежду найти родственную душу. Она видит, что её душа никого не волнует, Борис также, как и Тихон, заботится прежде всего о себе. Вот тогда героиня начинает ощущать всю тяжесть своего греха и степень своего одиночества. Эти чувства — греха и одиночества — давят на нее, а религиозность натуры подсказывает девушке один выход — покаяние, причем всенародное. Сцена покаяния дана опять-таки на фоне все надвигающейся грозы. Катерина проявляет всю решительность своей натуры, громко заявляя Тихону и Кабанихе о своем грехе. В ответ она слышит оскорбления свекрови, упрекающей ее в разврате. Катерина понимает, что не сможет прожить с этими словами всю жизнь и что ни Тихон, Ни тем более Кабаниха не способны простить ее по- настоящему. Для нее важно было покаяться, то есть очистить свою совесть, облегчить душу. И гроза, дожди уже выступают символами омовения, очищения души, покаявшейся в грехе. Однако поняли ли Тихон, Кабаниха и Борис, что и им следует покаяться и просить у людей и Катерины прощение за свои грехи? Конечно же, нет. Они остались в полной уверенности, что Катерина совершила ещё один страшный грех — самоубийство, но виновными себя не почувствовали. Только Тихон, обвиняя мать, ощутил наконец-то степень страданий своей жены и понял, насколько они могли быть близки друг другу, не оттолкни он ее. К нему в какой-то мере тоже приходит раскаяние, но результативно ли оно? Принесет ли какие-либо изменения в его поведение и образ мыслей? Скорее всего нет. Таким образом, тема греха, возмездия и покаяния является сквозной в драме А. Н. Островского «Гроза» и помогает выявить идейный подтекст произведения. Это не Катерине надо каяться, а всем, кто довел ее, натуру религиозную, до страшного греха самоубийства. Это им следует ожидать возмездия свыше, от грозы, пришедшей с неба на землю дабы очистить и покарать. Обновлено: Опубликовал(а): Федя Внимание! Спасибо за внимание.
|
|