Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Три портрета. Рассказ (Тургенев И. С.)

Впервые рассказ «Три портрета» был опубликован в 1846 году на страницах знаменитого «Петербургского сборника» Некрасова.

С первых же строк возникает непроизвольная ассоциация с миром пушкинской поэзии. «Три портрета» — семейное предание о нравах далекой старины. «Деревенька», описанная в начале, напоминает ту, «где скучал Онегин». Тургенев прямо цитирует пушкинский роман, говоря о рассказчике: «Он был рожден «для жизни мирной, для деревенской тишины».

«Три портрета», рассказ г. Тургенева, при ловком и живом изложении имеет всю заманчивость не повести, а скорее воспоминаний о добром старом времени, — писал Белинский в рецензии на «Петербургский сборник».— К нему шел бы эпиграф: Дела давно минувших дней...

(В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. IX. М., Изд-во АН СССР, с. 566). По словам Белинского, рассказ «Три портрета» свидетельствует о том, что Тургенев «и в прозе нашел свою настоящую дорогу» (там же, т. X, с. 345).

Современная критика не была единодушна в своих отзывах о новом произведении Тургенева. Отмечалось «прямое» влияние Лермонтова, когда речь шла о герое рассказа Василии Лучинове.

Одно из наиболее интересных и значительных суждений о «Трех портретах» принадлежит Ан. Григорьеву, критику, который с пристальным вниманием относился к творчеству Тургенева. Ап. Григорьев чутко уловил особый интерес писателя к людям XVIII века, к той поре русской жизни, когда формировались сильные личности, героические характеры (яркий пример этому одна из лучших повестей Тургенева — «Бригадир»). «...Рассказ г. Тургенева «Три портрета»... в высшей степени художественный, в котором впервые в нашей литературе является одно из тех чудных лиц XVIII века, из тех героев своего времени, которые носили в душе семена того же пресыщения жизнью, как и наши, с тем только различием, что они были величавее, ослепительнее наших...» (Тургенев. Соч., т. V, с. 563). Этот отзыв Ап. Григорьева относится к 1846 году. Но и позднее, через тринадцать лет, критик, вновь обращаясь к «Трем портретам», писал о герое рассказа: «Василию Лучинову Тургенева я придаю особенную важность потому, что в этом лице старый тип Дон-Жуана, Ловласа и т. д. принял впервые (курсив наш.— В. Ф.)... русские, оригинальные формы (Тургенев. Соч., т. V, с. 564). Здесь Аи. Григорьев точно выразил редкую способность Тургенева художника воплощать в русские формы общечеловеческие типы и страсти (см. повесть «Степной король Лир»).

В новости легко прочитываются семейные предания рода Лутовиновых. С именем деда Тургенева по материнской линии, Петра Ивановича Лутовинова (1743—1787), известного своим жестоким и крутым правом, связаны страшные и зловещие истории

Стр.328. Зачичкало — то есть съежилось, похудело, спало с тела (Даль); слово орловского и курского диалектов.

Стр. 329 ...«по строгим правилам искусства»...— неточная цитата из «Евгения Онегина» (глава шестая, строфа XXVI).

Разговоры имеют свои судьбы — как книги...— Перифраза известного латинского изречения: книги имеют свою судьбу (habeant sua fata libelli).

Живописец изобразил его в кафтане алого цвета...— Сохранилось воспоминание современника Тургенева, М. А. Щепкина, свидетельствующее о документальности, подлинности описания этого «фамильного» портрета в рассказе. Почти точно такой же портрет висел в столовой родового имения писателя, в Спасском: «На нем был изображен мужчина в зеленом камзоле екатерининских времен, обшитом галуном, в трехугольной шляпе. Портрет был проколот, по-видимому, шпагой, как раз на месте сердца изображенного мужчины. Нетрудно было узнать в этом портрете прототип картины, описапной Тургеневым в одной из его повестей — «Три портрета». Предание, вполне схожее с содержанием тургеневской довести, долго держалось среди старых дворовых» («Исторический вестник», 1898, № 8).

Стр. 336. ...русские девицы начали почитывать романы вроде Похождений маркиза Глаголя... Алексея, или Хижины в лесу.— Тургенев называет популярные в России в конце XVIII и начало XIX вв. романы Прево и Ф.-Г. Дюк-ре-Дюминиля в переводе с французского. Это — «Записки и приключения маркиза Г., или Жизнь благородного человека, оставившего свет», соч. аббата Прево, СПб., 1756—1761 (переиздавались в 1780 и 1793 гг.), романы Дюкре-Дюминиля «Лолотта и Фанфан...» (СПб, 1789) и «Алексис, или Домик в лесу...» (издавался на русском языке в 1791, 1800, 1804 гг.).

Стр. 337. Мужчины на свете//Как мухи к нам льнут...— В начале прошлого века большой популярностью в России пользовалась опера немецкого композитора Кауэра, известная в переделке Н. С. Краснопольского под названием «Леста, днепровская русалка». По словам историка русского театра, «у барынь и барышень из мелкого чиновничьего быта не сходила с клави-корд ария Лиды «Мужчины на свете как мухи к нам льнут»» (Тургенев. Соч., т. V, с. 566).

...в ее время об эмигрантах не было еще и помина.— После революции 1789—1793 гг. началась эмиграция французской аристократии в страны Европы. Русские дворяне приглашали французских эмигрантов в учителя и гувернеры (ср. в очерке «Льгов» историю такого эмигранта, с. 84).

Стр. 340. ...«быстрее быстрой лани...»— неточно процитированная строка из поэмы Лермонтова «Беглец» (1838).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.