|
Вы здесь: Критика24.ру › Античная литература
Анализ романа «Метаморфозы, или Золотой осел». Роль вставных новелл (Античная литература)Наиболее известный и любопытный памятник литературы 2 века н. э. «Золотой осел» Апулея. Во вступлении автор называет роман «греческой повестью» и отмечает, что он написан в «милетском» стиле. Произведение представляет собой переработку «Лукия или осла» Лукиана. Переработка Апулея отличается рядом признаков: «Золотой осел» значительно больше по объему греческого «Лукия или осла», имена в романе латинизированы (Лукий-Луций), роман Апулея отличается своеобразием композиции и концовкой (вмешательство Исиды). В произведении присутствуют многочисленные вставные истории и рассказы, которые не связаны с основным сюжетом. Роль вставных новелл не просто орнаментальная. Они обеспечивают читателю необходимый фон для понимания повествования романа. В философии Платона было учение о тройственной иерархии мироздания и аналогичном этой иерархии устройстве человеческой души. Всякая душа — трехчастна.
Так, в романе аллегорически воплощаются платоновские представления о трехчастной душе. Сущность худшей части души в иносказательной форме иллюстрирует порочный и преступный мир. Вставные истории с разбойниками, ведьмами и развратниками отражают страшный мир, откуда человеку впору бежать. Души этих персонажей воплощают собой всевозможные пороки и жестокости, т. е. само зло. Смысл жизни разбойника — грабеж и убийство. Так же непристойно ведут себя ведьмы, которые с помощью магии творят «злодейские чудеса». Так отозвался о них старик-глашатай: «Никто не может даже перечислить, к каким уловкам прибегают эти зловреднейшие женщины ради своей похоти». Творить зло для таких людей — внутренняя необходимость: они осознают в себе своего рода «призвание ко злу». Например, во второй вставной истории Телефрон нанимается караулить труп супруга одной богатой вдовы от бесчинства колдуний. В итоге молодой человек сам оказывается изуродован коварными колдуньями. Охраняя труп ночью, он, «мертвецки сонный», откликнулся на свое имя (звались они с покойным мужем одинаково) и был изувечен вместо трупа. Григорьева отмечает, что в расположении вставных новелл в романе можно рассмотреть своеобразную двухступенчатую градацию «зла». До сказки об Амуре и Психеи расположены новеллы, в которых активность принадлежит «неисцелимым преступникам» (ведьмы и разбойники). А после — рассказы о мельниках и огородниках, менее порочных и злых по своей сущности. Неконтролируемое желание и страсть оказываются причинами их преступлений. Наглядным примером может послужить история Тразилла. Его любимая девушка Харита вышла замуж за другого мужчину. Тразилл как «человек порывистый» и «безрассудный» задумал убить Тлеполема. За свое злодеяние он был ослеплен обезумевшей от горя Харитой и живьем замурован в гробнице с супругами. Идею средней части души аллегорически раскрывает сказка об Амуре и Психее. Психея тяготеет и к божественному началу, Амуру, и к смертному началу, воплощенному в её двух сестрах. Она, как и Люций, становится жертвой своего неосторожности. Герой «справляет победу над судьбой», преодолевает чувственность благодаря посвящению. Теперь, после внутреннего очищения герой стал человеком и по своей сущности. Таким образом, вставные новеллы романа имеют нравоучительную функцию. Все пороки и преступления, с которыми Люций столкнулся на своем пути, помогли ему выработать нравственную позицию. Герой Апулея постепенно осознает ценность моральных критериев в человеческой жизни. Но прежде чем произошло духовное обновление героя, он должен был пройти долгий и трудный путь, как бы совершить странствие по жизни. До превращения в осла Люций жил подобно скоту, только в обличье человека. А превратившись в осла, внешний облик героя романа стал соответствовать его внутренней сущности. Этой метаморфозой автор подтверждает, что порочная человеческая душа требует очищения и перерождения. Такова нравственно-религиозная идея романа. Обновлено: Опубликовал(а): Габриелян Светлана Внимание! Спасибо за внимание.
|
|