|
Вы здесь: Критика24.ру › Античная литература
Анализ трагедии «Федра» Сенеки (Античная литература)Гнетущая атмосфера императорского режима оказала немалое влияние на литературу «серебряного века».
Сюжеты своих драматических произведений Сенека заимствует у древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида. Однако его трагедии, написанные под влиянием философии стоицизма, значительно отличаются от греческих образцов. Стоический мудрец считает, что в мире все совершается по необходимости, и существуют причинно-следственные связи между всем происходящим, а человек не способен ничего изменить. Поэтому, чтобы понять свое место в мире необходимо уяснить для себя то, что от нас не зависит и то, что в нашей власти. Рассмотрим основные черты философии стоицизма на примере трагедии Сенеки «Федра», основанной на «Ипполите» Еврипида. Основные мотивы произведения — власть рока, смерть и самоубийство. По философии стоицизма большинство страданий и мучений человека возникают вследствие стремления изменить то, что от него не зависит. Героиня Сенеки Федра, жена царя Тесея, страдает от отвергнутой любви к своему пасынку. В конце произведения судьба постигает ее: оклеветанный Ипполит погибает от чудовищ Нептуна, а Федра совершает самоубийство. Таким образом, одно из основных положений стоицизма «amor fati» (любовь к судьбе) утверждает, что стоик должен принять удары судьбы, т. к. он не может изменить законы мира. Он направлен только на то, что зависит от него, к примеру, моральный выбор: встать на путь зла или добра. Также в трагедии разработан мотив пагубности страсти. В отличие от еврипидовской трагедии Федра Сенеки сама признается пасынку в своей страсти: «Мне иссушил неистовую грудь Огонь любви. По жилам и костям, По внутренностям он распространился, Как лижет пламя потолок дворца… …Иль скорбь, иль жизнь окончит этот день. О, сжалься над влюбленной!» Противоестественные чувства царицы к пасынку привели ее к гибели. Ипполит, узнав, что мачеха предпочитает умереть от его руки, бросает меч и уходит. В трагедии Сенеки клеветницей становится кормилица, желавшая защитить свою госпожу: «На помощь! Ипполит в безумной похоти Напал, теснит и смертью госпоже грозит!».
Свою вину Федра признает только после смерти Ипполита. Она решает уйти из жизни и с одной стороны даже рада тому, что таким способом воссоединится с любимым. Федра пронзает себя мечом на глазах у Тесея:
Согласно стоицизму должно бороться со страстью — мотиватором души — противоположной разуму. Человек должен обуздать страсть, которая уводит его от правильного видения мира, и достичь состояния полного бесстрастия — «апатии» (apathia) - как моральной иррелевантности. Трагедии Сенеки больше подходят для чтения, нежели постановки на сцене. Подробные описания физических действий персонажей, что немаловажно для читателей произведения, «излишни для зрителей». Также смерть персонажа или самоубийство у Сенеки происходит «на сцене». Изображение «уродливых форм» трагических сцен усложняют актерскую игру. В «Федре» смерть Ипполита описана с натуралистическими подробности: «Окровавляя землю, голова Со стуком разбивается о скалы, Клочки волос повисли на кустах, Раздроблены прекрасные уста Каменьями, злосчастная краса От многих ран погибла. На камнях Трепещут умирающие члены». В этом особенность «нового стиля» серебряного века: драматические произведения имеют риторически-декламационный характер. Как отмечает Тронский, им присуща зрелищная пышность и чувственность выразительной игры; а также « элементы кровавого зрелища амфитеатра, допуская на сцене действительное убийство, распятие, сжигание или раздирание зверьми». Обновлено: Опубликовал(а): Габриелян Светлана Внимание! Спасибо за внимание.
|
|