|
Каково жить людям с совестью? Много ли таких людей осталось в нашем мире? По тексту М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть…» (ЕГЭ по русскому)Каково жить людям с совестью? Много ли таких людей осталось в нашем мире? Над этими вопросами размышляет М. Е. Салтыков-Щедрин. Бессовестным людям проще жить, но они оказываются на дне. Чтобы сделать эту мысль понятной для читателей, автор рассказывает сказку о том, как у людей пропала совесть. Они почувствовали свободу от социальных норм, их ничто не останавливало на пути к преступлениям. Автор использует эпитеты и метафоры, чтобы показать, как общество воспринимало совесть: «какая-то дудка», «надоедливая приживалка», «досадные призраки», «последнее иго». Люди, не ограниченные совестью, не думающие о последствиях поступков, начали действовать, следуя инстинкту и теряя свою человечность: «Всякую болезнь вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься». Последствия этой мнимой свободы Салтыков-Щедрин передаёт с помощью градации, подчеркивающей неизбежность расплаты: «люди остервенились, пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение». Человечество погрязло в лицемерии, честных, искренних людей оставалось все меньше и меньше. Человек, имеющий совесть, чувствует на себе груз ответственности за совершенные поступки. Обретение совести автор сравнивает с ударом тока: пропойцу она «пронизала словно электрическая струя какая-то». Салтыков-Щедрин использует оценочную лексику, чтобы показать, как меняется отношение человека, обретшего совесть, к своей жизни: «прошлое кажется сплошным безобразным преступлением». Но сложно придерживаться нравственных норм, когда вокруг творится беззаконье. В конце концов пьяница решил подбросить свою находку старинному знакомому и вернуться к привычному образу жизни. Автор противопоставляет бессовестных людей людям нравственным, чтобы показать, как трудно быть человечным в нашем обществе. Автор считает, что нести на себе бремя совести и помнить о последствиях наших действий крайне сложная задача, и не всем она под силу. Это не просто дело морали или этики, это наша ответственность перед собой и перед другими людьми. Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что совесть — неотъемлемая часть нашей личности, заставляющая нас размышлять о последствиях своих поступков. Но реальность такова, что многие люди не обременяют себя этим понятием. Вспомним сеанс черной магии в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд появился в Москве, чтобы проверить, изменились ли горожане внутренне. Во время выступления с потолка начинают сыпаться деньги, и зрители, забыв о приличии и совести, начинают бросаться друг на друга, чтобы получить как можно больше купюр. Это говорит о том, что многие без задней мысли готовы предать кого угодно ради собственной выгоды, они не в состоянии раскаяться в своих поступках. Совесть не должна быть «надоедливой приживалкой», как в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Быть человеком совестливым, безусловно, сложнее, но именно это качество предотвращает гибель всего общества. Обновлено: Опубликовал(а): Александр1488 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|