|
Как изменится человек, если он потеряет совесть? По тексту М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть…» (ЕГЭ по русскому)Оценка эксперта внизу Как изменится человек, если он потеряет совесть? Над этой проблемой рассуждает Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, русский писатель и журналист, в предложенном для анализа тексте. Ища ответа на этот вопрос, Михаил Евграфович рассказывает о мире, в котором пропала совесть. Чтобы лучше понять состояние его жителей, стоит обратить внимание на следующий фрагмент: “…мудрые мира поняли, что они наконец освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться этими плодами… пошли грабежи и разбои”. Автор приводит нам безнравственное поведение самых разумных представителей выдуманной вселенной (“мудрые мира”). Из этого читатель делает для себя вывод, что исчезновение совести несёт разрушительное воздействие на нравственный облик человека любого уровня интеллекта, особенно высокого, ведь именно умный человек видит множество возможностей, и без совести (главного регулятора поведения) он способен реализовать наиболее эффективные (и, как правило, самые разрушительные) способы улучшения своего положения. Далее обратим внимание на мысли, которые роятся в голове человека, когда он обретает совесть. Редактор “Отечественных записок” так описывает такое внутреннее состояние: “Жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением…”, “…и прежде на руках звенели тяжёлые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи”. В этом моменте мы наблюдаем, как совесть заставляет человека анализировать свои поступки. Пьяница и до осознания своего бедственного положения был жалким, но ему не было от этого дурно. Когда же “пропоец” осознал своё положение, у него пропали приятные иллюзии, навеянные винными парами. Тем самым совесть забирает у нас лёгкость, вызванную какими-то одурманивающими мыслями, и отчуждённость от окружающего мира. Такие примеры позволяют автору показать влияние совести на личность с разных сторон. В первом примере мы наблюдаем действия людей без совести, а во втором состояние персонажа, получившего совесть. Такой способ построения рассуждения позволяет писателю показать верность своих мыслей, так как одно и то же явление (способность совести сдерживать человека) показано в двух противоположных ситуациях. Авторская позиция ясна: без совести ход человека делается легче, ловчее и проще становится обманывать, идти по головам, разносить сплетни для достижения своих личных целей, невзирая на последствия своих действий в окружающем мире и в судьбах других людей. Нельзя не принять позицию автора, ведь давно известно: чем меньше ограничений, тем больше аппетиты у человека. Доказательством этого служит исторический опыт, ведь чтобы люди потеряли совесть, достаточно катаклизма. Беда заглушает чувства личности и ставит в приоритет только одну цель — выжить любой ценой. Из-за этого нашего с вами свойства жители Парижа в годы Французской Революции, во время голода, грабили магазины, чтобы ухватить кусочек хлеба. Вряд ли бы они это сделали в безбедное время, когда совесть следует за человеком по пятам. Таким образом, человек без совести начинает воплощать в жизнь свои самые подлые и хитрые идеи. Данное безобразие дарит нам ощущение личной свободы, но человек — существо социальное, и рано или поздно он от близости смерти или от скуки, когда все вершины покорены, задумается о последствиях своей жизни, и поймёт, что жизнь он прожил в оковах. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|