Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12. Конфликт «злонравия» и добродетели в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)

Главный конфликт комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается в первую очередь через противопоставление положительных героев отрицательным. Рассмотрим различные аспекты проблемы «злонравия» и добродетели с помощью сравнения персонажей произведения.

Во-первых, в «Недоросли» мудрость и ум противостоят необразованности, глупости. Примерами служат, например, Софья и Митрофан. Сын Простаковой отрицает необходимость обучения, после трех лет арифметики все еще не может решить простейшей задачи, почти не умеет читать, что ярко выражается в эпизоде его показного экзамена.

Он не знает, что такое география и история, а из-за влияния матери считает образование и вовсе лишним. Это показывает его фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться». Софья же образованна: она предлагает прочесть письмо от Стародума, рассказывает дяде о книге «О воспитании девиц», которую начала. Кроме того, она поддерживает сложные беседы о нравственности и любви, что указывает на ее острый ум и понимание жизни. Фонвизин иронизирует над необразованностью и ленью Митрофана, а Софья в конце комедии обретает свое счастье. Так раскрывается превосходство мудрости над глупостью.

Во-вторых, в пьесе развивается конфликт между эгоизмом, лицемерием Простаковой и стремлением к справедливости и честности Правдина. Так, помещица не считается ни с мнением мужа, ни с уговором со Скотининым. Ради своей цели она готова на всё: она обманом и хитростью пытается заставить Стародума заметить Митрофанушку, рассказывает о его качествах, а когда на пути появляется брат, готова расцарапать ему лицо за «покушение» на сына. Кроме того, за любую оплошность или даже чужую ошибку Простакова наказывает крестьян: например, ругает Еремеевну за конфликт Митрофана и Скотинина. Правдин, в свою очередь, честен и прямолинеен, на что указывает его говорящая фамилия. Он нацелен на восстановление справедливости и, увидев обращение с людьми в доме Простаковых, в финале пьесы лишает помещиков их имения. Этой победой Правдина автор также дает понять, что справедливость должна торжествовать над жестокостью и эгоизмом.

В-третьих, Фонвизин противопоставляет приземленные стремления и ценности нравственному и духовному развитию. Самыми яркими примерами являются Скотинин и Стародум. Так, особенностью брата Простаковой оказывается его любовь к свиньям, доведенная до абсурдности. Он говорит только о них, ставит наравне с человеком и даже выше: например, утверждает, что в браке с Софьей обязательно выделит ей комнату, а каждой свинье — отдельный хлев. Полной противоположностью является герой-резонер, выражающий идеи автора — Стародум. Он стремится к духовному развитию, руководствуется воспитанием и порядками, заведенными еще при Петре I. Для него главное в человеке – внутренний мир: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Именно словами этого героя заканчивается комедия: «Вот злонравия достойные плоды!» Если Скотинин является для Фонвизина предметом насмешки, то Стародум становятся образцом, на который равняются все положительные герои пьесы. Это еще раз подтверждает важность нравственного развития.

Таким образом, при помощи антитезы Фонвизин высмеивает глупость, жестокость, приземленность и в то же время возвышает честность и стремление к духовному росту. Так он показывает превосходство добродетели над «злонравием», тем самым раскрывая идею произведения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.