|
города в лирике (Блок Александр)В годы первой русской революции (1905-1907 гг.) Александр Блок расстается с мечтой о Прекрасной Даме и его взор обращается к городу. «Сытые», «Фабрика», «Поднимались из тьмы погребов», «В кабаках, в переулках», «Вися над городом всемирным...». Для Александра Блока, как и для Валерия Брюсова, была актуальна тема урбанизации; эта тема была перенесена из французской поэзии в русскую В. Брюсовым и в дальнейшем закрепилась в ней. Город в лирике Блока порой безмерно прекрасен, порой также безмерно ужасен, порой соблазнителен или отвратителен. Негативное восприятие города связано с тем, что лирический герой ощущает себя одиноким. Усугубляется оно, что это одиночество переживается в толпе. Лирика передает состояние автора, она предполагает отражение мысли и чувства. Александр Блок предполагает урбанизацию как социальное зло. Она разрушает душу человека, а также прекрасный вечный город. В таком мире неуютно, дискомфортно. Стихотворения этого цикла наполнены предчувствием катастрофы. И в то же время в этой катастрофе автор и его герой видел и светлое начало.
Поэтика А. А. Блока
Цикл стихотворения о «Прекрасной Даме». В ранних стихах были такие слова «Недвижный кто-то». Ключевой образ – Неизвестный кто-то. Этот образ был создан еще Фетом. Для ранней лирики Блока он стал основным. Образ смутный, туманный. Блок стал мастером недомолвок. Таким расплывчатым языком он повествует о тайне, самой важной. Тайной тайн была царевна, непостижимая Прекрасная Дама. Таким образом, доминирующим образом этого цикла является образ таинственной незнакомки и этот факт закономерен. Если бы Блоку не было дано говорить непонятным языком, с помощью намеков и умолчаний, его тема иссякла бы. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную даму. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья12 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|