|
Духовная деградации человека на примере героев романа «Обломов» И. А. Гончарова и рассказа «Ионыч» А. П. Чехова (Сравнительный анализ)«Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться» Сиддхартха Гаутама (Будда) Исконное значение слова «душа» связано в первую очередь с движением. Латинское слово «эмоция» тоже означает движение. Невольно культуры разных народов связали эти два слова, мы ещё вернёмся к этой общности. А что же тогда значит «деградация души»? Психологи выделяют несколько признаков такого явления: • Потеря интересов и увлечений • Отсутствие попыток повлиять на действительность, следование стратегии «я плыву по течению» • Доминирование физиологических потребностей • Отсутствие саморазвития и стремления к нему Проблема деградации души считается одной из важнейших проблем современного общества, однако так ли она нова? Нет, эту тему уже рассматривали в своих произведениях многие русские и зарубежные авторы. Рассмотрим подробнее духовную деградацию на примере героев романа «Обломов» И. А. Гончарова и рассказа «Ионыч» А. П. Чехова. Можно ли найти в них признаки, которые выделяют психологи? Есть ли у героев шанс исправиться? Есть ли связь между душой и эмоциями?
В начале рассказа мы видим искренний интерес доктора к беседам и дискуссиям, в конце же он становится молчаливым и замкнутым, он уже не ищет тем для разговоров. Так проявился первый признак деградации личности, который выделяют психологи — потеря интересов. Ионыч видел смысл только в деньгах, а «от таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». Эстетическая потребность в этом человеке отошла на второй план или вовсе исчезла, остались лишь физиологические потребности, этот признак тоже выделяют современные психологи. Герой практически перестает проявлять эмоции и двигаться в прямом и переносном смысле этого слова. По рассказу «Ионыч» мы можем проследить явную связь между движением, душой и эмоциями. Это потеря интересов и увлечений, которую психологи выделяют как первый признак духовной деградации. У Обломова нет мотивации делать что-либо и куда-либо стремиться. Когда возникают две серьёзные проблемы: с жильем и хозяйством в Обломовке, Илья Ильич откладывает их решение, надеясь, что проблемы сами исчезнут, а он сможет продолжать «плыть по течению» и ничего не делать. Обломов отказался от светской жизни, никуда не ходит и лишь сидит дома, ест, спит и мечтает. Здесь в нем прослеживается потеря эстетической потребности и главенство физиологических потребностей. Илья Ильич жалуется Штольцу, что жизнь его «трогает», он хочет лишь «идеал покоя и бездействия», как было в детстве в деревне. Что же повлияло на потерю личности Обломова? Во-первых, это воспитание: с детства его оберегали, не позволяли ничего делать и не приучали к самостоятельности, в романе Гончаров даже противопоставляет детство Ильи Ильича детству его героя-антипода — Штольца, чтобы показать как воспитание влияет на дальнейшую жизнь человека. Во-вторых, это окружение Обломова: начиная от Захара, который обладает теми же чертами, что и сам барин, заканчивая Волковым, Судьбинским и Алексеевым, жизненные ценности которых никак не могут служить примером для Обломова. Даже описание тела Обломова говорит об отсутствии движения в его жизни: «…с дряблыми щеками...»; «…в детстве приобретенной полноты…»; «Обломов как-то обрюзг не по летам». В лице его часто замечалось какое-то «равнодушие». В романе «Обломов» мы также можем проследить связь между движением, душой и эмоциями. А необратимость процесса деградации души — это осознанный выбор самого Ильи Ильича, он сам не оставил себе и шанса на исправление. Несмотря на то, что во время написания этих произведений психология не была настолько развита, как сейчас, Чехов и Гончаров смогли точно описать процесс деградации души. Эта проблема будет актуальна во все времена и решить её можно только контролем над собой. Эту мысль емко и точно сформулировал Конфуций: «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Если каждый человек будет всегда стремиться к лучшему, развиваться и не останавливаться на достигнутом, то общество забудет, что такое духовная деградация. В рассказе «Ионыч» мы видим Дмитрия Старцева еще до начала всего процесса духовной деградации, а в романе «Обломов» Илья Ильич находится на этом пути уже в начале произведения. Оба примера печальны и необратимы, но оба героя сами приняли решение так жить. Илья Обломов и Дмитрий Старцев талантливы и умны, они могли бы добиться больших успехов в жизни. Но, чтобы чего-то добиться, нужно двигаться, возможно именно эту мудрость древние народы вкладывали в слово «душа». Обновлено: Опубликовал(а): Виктория Старченко Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|