Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Дискуссия как метод обучения в высшей школе» (Сочинение на свободную тему)

Дискуссия — это обмен знаниями, спор – обмен невежеством.

Роберт Куиллен

Умные в споре выясняют истину, глупые – кто умнее.

Борис Крутиер

Дискуссия как метод обучения в высшей школе используется для развития мышления и самостоятельности обучающихся, стимулирования их активности. На мой взгляд, применение дискуссии в обучении особенно интересно при подготовке будущих педагогов. Это связано с тем, что такой метод предусматривает активное групповое обучение. В ходе дискуссии студенты учатся публично выступать, формулировать вопросы, не бояться задавать их и отвечать на них. У обучающихся развивается культура коллективного взаимодействия, они получают опыт совместной работы в группе, принятия решений при дефиците времени и информации. Такие навыки безусловно потребуются им в последующей профессиональной деятельности.

Дискуссионные методы могут быть в виде сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации.

Первоначальные основы применения дискуссии при обучении заложил Сократ.

Он предпочитал общаться со своими учениками в форме диалогов, считая, что в диалоге-споре и рождается многогранная истина. Диалогическая форма общения учителя и ученика до настоящего времени является одной из наиболее плодотворных форм передачи и усвоения знаний, так как в ней предусмотрена взаимная активность педагога и воспитанника.

В своих диалогах тщательно продуманными вопросами Сократ помогал рождению мысли, «самозарождению истины» у ученика. Самостоятельно отсеивая ошибочные выводы, тот приходил к более глубокому постижению сущности явлений. Сократ постоянно подчеркивал, что диалогический поиск ученика и учителя ставит их в равное положение, помогая друг другу.

Используя метод дискуссии, педагог не дает готовый материал обучающимся, а в ходе педагогического взаимодействия подводит их к противоречию, создает проблемную ситуацию и предлагает ученикам самим найти решение. В ходе дискуссии, обучающимся приходится излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос, делать сравнения, обобщения, выводы.

Такие методические приемы получили развитие в трудах Джона Дьюи, американского философа и педагога, Жана Вильяма Фрица Пиаже, швейцарского психолога и философа, Курта Левина, немецкого и американского психолога, Льва Семеновича Выготского, советского психолога и многих других педагогов и психологов. Они вызывают большой интерес и в настоящее время у современных педагогов.

Это связано с тем, что групповая дискуссия повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, способствует активному и сознательному усвоению учебного материала. Дискуссия дает студентам хорошую практику в совершенствовании своего ораторского мастерства, позволяет выработать умение логично излагать свою точку зрения, убеждать в ее верности оппонентов. Кроме того, в ходе дискуссии мы учимся культуре спора. Ведь цель дискуссии – это не победа в споре, а нахождение правильного решения спорного вопроса, поиск истины. В дискуссии применяются корректные методы ведения спора, которые признаются всеми участниками. Поэтому, ведя дискуссию, мы учимся не только отстаивать собственное мнение, но и слушать других, с уважением относиться к их мнению, адекватно реагировать на критику.

Дискуссия в обучении – это не просто учебный диалог. Это аргументированный диалог. Его базой является познавательный вопрос. Роль вопросов в обучении трудно переоценить, они пронизывают всю обучающую и учебную деятельность. Благодаря вопросам формируется альтернативное мышление обучающихся, их познавательные интересы, выдвигаются и формируются различные дидактические и познавательные цели, происходит осмысление учебной информации, совершенствование организационных форм обучения.

Поэтому, по моему мнению, при подготовке дискуссии преподаватель должен найти интересную тему спора, сформулировать дискуссионные вопросы, которые будут стимулировать студентов к ее обсуждению. Организатор дискуссии должен продумать, как он заинтересует ее участников для решения рассматриваемой проблемы. Также очень важно, чтобы и студенты были готовы к дискуссии. Если они не будут знакомы с материалом, то дискутировать будет не о чем. Для этого можно дать им задание прочитать несколько статей, книг и сопоставить оценки различных авторов по спорному вопросу, определить по нему свою позицию. Я считаю, что дискуссия будет иметь успех только при условии умелой предварительной подготовки к ней как педагога, так и студентов.

В ходе проведения дискуссии, на мой взгляд, педагогу надо стараться как можно меньше говорить самому и как можно больше побуждать к этому студентов. Его главная задача не показывать свои знания и эрудицию, а руководить дискуссией, управлять ею. Преподаватель должен уметь обеспечить высокий уровень обсуждения проблем, создать увлекательную, творческую обстановку так, чтобы даже те студенты, кто приходит на занятие с мыслью просто «отсидеться», были «вынуждены» стать активными участниками учебного процесса.

Важно также создание положительного эмоционального фона при проведении такого занятия. Еще Платон говорил, что любое обучение связано с эмоциями. А Аристотель выделял особую роль эмоций при постановке вопроса, он указывал на удивление как на начало познания. Положительные эмоции могут улучшить работу памяти, помочь долгосрочному запоминанию и последующему извлечению информации из памяти. С другой стороны, эмоции могут мешать учебному процессу. Особенно, когда участники опираются не на факты и закономерности, а на собственные эмоции, или просто не владеют предметом спора. Поэтому педагогу, как руководителю, необходимо уделять большое внимание культуре проводимой дискуссии.

Наряду с достоинствами дискуссионные методы имеют ряд недостатков, о которых должен помнить педагог. В ходе дискуссии легко уйти в сторону от темы обсуждения. Надуманность темы дискуссии или оторванность обсуждаемой ситуации от жизни не вызовет у студентов интереса и желания обсуждать проблему. Вместе с тем хорошо подготовленная и интересная дискуссия имеет свои неоспоримые преимущества в развитии студентов и становлении их грамотными и активными специалистами.

Таким образом, дискуссия является действенной тогда, когда стимулирует познавательный интерес ее участников. Она обогащает знания обучающихся, способствует их творческому развитию, формированию ораторского мастерства, учит выступать публично, отстаивать свои аргументы и уважать других.

Дискуссия как метод обучения в высшей школе играет важную роль в подготовке будущих педагогов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.