Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Пьер Корнель «Сид» (Школьные сочинения)

Название произведения происходит от своеобразного титула, которым был награжден главный герой Родриго из уст врагов. Он спас страну от захватчиков. Сид на языке мавров значит господин. Впервые Родриго так величает Дон Фернандо, пожелав ему быть «грозой Толедо и Гранады»; затем также риторически к нему обращается инфанта, титул звучит и в ее разговоре с воспитательницей; Химена говорит Эльвире про него с презрением, не желая склониться «перед победой Сида»; сам он зовет себя так, когда передает меч и послание любимой; в конце пьесы король вновь мимоходом упоминает его новое славное имя, когда дает ему наставление на будущее. Пьер Корнель определял жанр своего творения как трагикомедию, подчеркивая счастливый конец, невозможный для трагедии.

В центральном для пьесы образе Родриго присутствуют черты мифологического героя. В сюжете есть месть за отца, инициация, испытания, поединок за невесту. Он не просто отомстил за честь дома, а затем прославился, оказавшись в роли защитника родины.

Герой сумел встать вровень со своей судьбой, противопоставил ей давшееся тяжело решение, заплатил цену за осуществление призвания свыше. Он пожертвовал велениями сердца ради общественного служения, в результате чего перестал быть «рыцарем Химены», став «рыцарем Отечества».

Химена, гордая наследница старинного рода, являет собой врожденное благородство души в сочетании с твердостью характера и силой чувств. Для нее любить недостойного – позор и бесчестье. Она понимает Родриго, но не может принять его поступок, поэтому молит короля об отмщении. Однако глубоко внутри девушка продолжает боготворить убийцу отца, что невольно прорывается наружу, несмотря на всю ее рассудочность и сдержанность. В ней ведут ожесточенную борьбу ставшая запретной любовь и долг феодальной чести.

Дон Гомес, граф Гормас, – отец Химены, оплот государства, доблестный воин. Он вспыльчив и скор на расправу. К череде дальнейших трагических событий приводит его опрометчивая ссора с отцом Родриго, Доном Дьего, новоявленным воспитателем наследника престола, уже не блистающим в ратных подвигах.

Значительную роль в судьбах героев сыграл король Дон Фернандо. Он отличается проницательностью, мудростью, справедливостью, вполне объяснимой властностью. Незаметно, тем не менее, что подданные трепещут перед ним. Очевидно, правитель не столь уж тверд в своих позициях и потому чрезвычайно зависим от сильных соратников.

Донья Уракка, инфанта, испытывает непозволительную симпатию к Родриго, поэтому и подталкивает его к Химене, чтобы забыть о нем. Пусть это ей и не удается, она всеми силами старается помочь молодым людям, исключив личный интерес.

Дон Санчо – дворянин, влюбленный в Химену, вызвавшийся защитить ее честь в поединке. Ведет себя достойно, даже когда терпит поражение, как и должно истинному гранду.

В начале трагикомедии ситуация благоприятна: как узнает Химена от воспитательницы Эльвиры, отец одобряет ее выбор будущего супруга. Но вскоре граф ссорится с Доном Дьего, отвешивает ему пощечину. Тот из-за преклонного возраста не может сам смыть позор кровью, поэтому просит сына. Родриго скрепя сердце выполняет отцовскую просьбу. Химена всё еще любит убийцу, хоть долг и заставляет ее просить у монарха казни убийцы. Дон Дьего отправляет сына с войском отразить нападение мавров. Тот справляется с возложенной задачей, стяжает невиданную славу своим подвигом. Возлюбленная Родриго же по-прежнему желает его смерти. Не добившись этого, она объявляет, что отдаст руку и сердце тому, кто победит на дуэли Сида. Дон Санчо вызывается добровольцем и проигрывает. Но Химена не сразу понимает, что Родриго жив, раскрывает свои настоящие чувства, о которых давно догадывался король. Последний соединяет молодых людей, но, щадя девушку, дает им отсрочку, чтобы ее раны затянулись, а Сид совершил новые деяния на благо страны.

Тип сюжета – концентрический.

Пьеса проникнута героическим пафосом. Она очень четко построена. Основная тема раскрывается через рассуждения героев и симметричное противопоставление образов: Родриго, единственный сын со своей любовью и долгом перед отцом, и Химена, единственная дочь, в таком же положении, над ними король как судья. Звучание стиха способствует раскрытию проблемы, рифма выразительно подчеркивает смысл фраз. Острые сопоставления создаются посредством параллельного строения двух стихотворных строк или половинок стиха: «Он дочь лишил отца! – Он честь вернул отцу!» Корнель при помощи антитезы выражает душевную борьбу, чем вносит в произведение струю лиризма и взволнованности, несвойственную французским классицистическим трагедиям. И в целом художественные правила классицизма в пьесе были соблюдены нестрого (за что ее подвергла критике французская академия): их нарушали жанр трагикомедии, испанский средневековый сюжет, отступление от александрийского стиха, нарушение «благопристойности» на сцене, вольное истолкование правила трех единств и т. д.

Родриго – одновременно и «жрец», и «жертва», настоящий трагический герой. Прозвание Сид – знак победы, власти, превосходства, но вместе с тем и инаковости (его даровали чужаки), обреченности, потери. Юноша «умирает» как Родриго, чтобы «возродиться» Сидом. В названии трагикомедии – экспозиция героя, сопровождающая его формулой узнавания на протяжении всего развития сюжета. Юноша еще не получил свой титул, но на нем уже лежит печать образа великого полководца. Он становится Сидом, даже не дав отпор врагам, а лишь решив мстить Дону Гомесу, отринув юношескую часть своего существа.

В центре пьесы находится реальное историческое лицо, герой испанской Реконкисты Родриго Диас, известный как Сид Кампеадор. В качестве литературного материала для обработки Корнель использовал испанские романсы и драму Гильена де Кастро «Молодость Сида». Трагикомедия стала первым великим произведением классицизма. Характеры создаются иначе, чем ранее, им не свойственны многосторонность, противоречивость. Корнель борется с прециозным представлением о любви, внося в нее рационализм и гуманизм. В пьесе отражен национальный подъем французского народа, связанный с успешной борьбой против немцев и испанцев, ведь она создавалась в один из тяжелых моментов Тридцатилетней войны. Дискуссия о «Сиде» стала отправной точкой для формулировки правил классической трагедии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском