Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём скрытый смысл стихотворения «Твой милый взор, невинной страсти полный»? (Тютчев Ф. И.)

«Твой милый взор» — стихотворение Тютчева, посвященное первой любви поэта Амалии Лерхенфельд. Однако это посвящение служит лишь фундаментом для размышлений о главном конструктирующем принципе всего сущего и о проблемах бытия.

Если построить свой анализ на тщательном разборе системы образов, то к вышенаписанному выводу можно легко прийти. Что ж, начнем. В данном стихотворении можно выделить три основных образа, фигурирующих на разных слоях глубины текста: во-первых, это «милый взор», во-вторых, это «их» из «не мог, увы! — умилостивить их», в-третьих, это небо (а именно, связь с небесным проходит через все стихотворение и поднимается практически в каждой строфе, как и одухотворение человеческого; как подтверждение — «небесных чувств», «он нужен ей, как небо» и «лишь в небесах сияет он, небесный»).

В первой строфе разворачивается сюжетная составляющая: «милый взор», символизирующий возлюбленную поэта, «не мог, увы! — умилостивить их» — и, что примечательно, эти «их» никак не называются, они обезличены и лишены имен и лиц, то есть всякой конкретизации.

Однако, зная биографию Тютчева, можно догадаться, что речь идет о несостоявшейся свадьбе с Лерхенфельд: молодые люди любили друг друга, но родители Амалии не позволили браку осуществиться в связи с тем, что Тютчев на тот момент своей жизни не был достаточно важен и известен, богат, не имел чинов. Именно поэтому же «милый взор» «служит им укорою безмолвной».

Но важнее иное: получается, «милый взор» является олицетворением любви. Вместе с такими словами, употребленными в союзе с ним, например, «невинной страсти», «младенческого взора», «чистый огнь», считывается и синтез их с «небом». Эти два символа — «милый взор» и «небо» — тесно связаны друг с другом, не просто одухотворяя любовь как явление, изменяющее человека, но и возвышая ее, практически ставя на божественный уровень. Очень важно сравнение, упомянутое в третьей строфе: «Как жизни ключ, в душевной глубине твой взор живет и будет жить во мне». При чем тут, казалось бы, ключ, и как он взаимодействует со взором? Почему именно ключ, а не что-то иное? Ключ — это ведь то, что отпирает запертое, открывает замкнутое, из закрытого сотворяет открытое, тогда как любовь по христианским понятиям является бесконечной и бескрайней силой, не имеющей преград и границ.

Но отталкиваться от смысла символа «ключ» и на его основе строить дальнейшие рассуждения в корне неверно, потому что в данном случае необходимо рассматривать «ключ» не как отдельный элемент, а как синтез, соединение значений, как «ключ жизни». Тогда все встает на свои места. То есть «милый взор» сравнивается с «ключом жизни», становится основой и главным смыслом, центральным аспектом, который наполняет эту жизнь значением, и отсюда можно видеть, читая между строк, замысел поэта: в его понимании именно любовь — в христианском понятии, чистая, невинная и непорочная — является конструктирующим принципом всей Вселенной, великим законом, связывающим мир.

«Твой взор живет и будет жить во мне:

Он нужен ей, как небо и дыхание», — продолжая анализ, мы сталкиваемся с этой строкой. «Ей» — что это и кому это обращение предназначено? Но если подняться выше, то мы снова сталкиваемся с «ключом жизни»: тогда, получается, любовь нужна жизни, «как небо и дыхание». Благодаря этому сравнению любовь поднимается на уровень божественный, а женский образ начинает отождествляться с чем-то мифическим и священным, приобретает аналогию с ангелом, посланным свыше; подобно созданию прекрасному и волшебному, но несоизмеримо далекому.

В последней строфе в упоминаемом свете, который «лишь в небесах сияет», можно обнаружить определенные схожести с известным христианским символом — божественным светом, который олицетворяет собою связь с Богом, то есть высшим началом, и отсюда же выходит, что этот свет, помимо всего прочего, автором приравниваемый к любви, сияет лишь в небесах, то есть для истинно блаженных и по-настоящему духовных. Однако на земном, простом уровне («в ночи греха, на дне ужасной бездны») этот свет, являющий прообраз на любовь, проходит через метаморфозу, рождая страсть, свойственную людям низшим. «Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет», — так говорится об этом в данных строках.

Но смысл спрятан куда глубже. Снова обратимся к «их», упомянутых в первой строфе. Как говорилось ранее, важно то, что автор не называет конкретных людей, а обезличивает, тем самым придавая эффект массовости этому явлению, где «милый взор» «не мог, увы! — умилостивить их». Таким образом, поэтом рисуется мир, в котором на первое место ставятся ценности сугубо материальные, а духовное всячески отрицается — вспомнить хотя бы историю с несостоявшейся свадьбой, в которой главной причиной отказа послужило отсутствие каких-либо чинов. И сквозь эти строки аккуратно вплетается главное — обращение к людям о том, что любовь имеет колоссальную силу, но лишь в том случае, если она не омрачена простыми людскими страстями, а возвышена. И тут же вытекает противоречие, считываются черты истинно романтического стихотворения, а именно невозможность добиться этого идеала — любви невинной и одухотворенной; по крайней мере, в том мире, какой он есть на данный момент.

Именно в этом и заключается смысл стихотворения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.