Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В. Г. Белинский). (По рассказу Е. И. Носова «Яблочный Спас»). (Итоговое сочинение (декабрьское))

Совсем недавно в нашей школе вручали ветеранам медали в честь Дня Победы. Школьный зал заполнился пожилыми людьми. Кто-то самостоятельно взобрался по лестнице, кто-то с помощью палочки, а кого-то вели под руку внуки. Один старичок с юмором, зайдя в зал, громко поздоровался: «Здорово, девчонки и мальчишки!» Подумалось, что друг для друга они всё ещё девчонки и мальчишки, что были они когда-то молодыми и полными сил, что у каждого своя судьба, своя дорога в жизни… Их молодость совпала с самыми трагическими страницами нашей истории.

Они прожили долгую жизнь, и каждому есть что рассказать. На память пришли строки из стихотворения Е. Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет…» Уйдут эти старики, и как мы узнаем о событиях тех лет и о тех людях, судьба которых совпала с Великой Отечественной войной? Останутся книги, повествующие о той поре.

Недавно мне попался в руки майский номер журнала за 1996 год. Я прочитала в нём рассказ Евгения Ивановича Носова «Яблочный Спас». Писатель – фронтовик рассказывает о судьбе простой русской женщины Евдокии Лукьяновны, по прозвищу баба Пуля.

Действие рассказа происходит в постперестроечное время, в Яблочный Спас. Яблочный Спас – это праздник Преображения Господня. В это день взошёл Христос на гору Фавор, и просияло его лицо, как солнце, в одежды стали белыми, как снег. И услышали ученики глас Божий: «Его слушайтесь. Се сын мой возлюбленный». В этот день плодоносят яблони и освящают их плоды в храме в знак того, что на всём хотят видеть люди благоволение Божие. В этот день полагается творить добро, оказывать помощь ближнему. Это праздник торжества веры в Бога и в человека, живущего по заповедям Христа.

Светлым, праздничным настроением проникнуто начало рассказа. Пейзаж дан через восприятие рассказчика, колесящего на своей старенькой «Ниве» по прежде безмолвной округе. Утро, молодые августовские туманы, свежие сенные стога, небесное пространство, «уже степлённое незримым солнцем», - всё полно радостного ожидания празднества. Благовест, ликующие голоса, «русые скошенные поля в блёстках соломы». «табуны изнова заведшихся молодых коней» - во всём ощущение перемен, преображения, новизны. Возрождается вера, без которой человеку невозможно жить.

Небольшой храмец в селе Малые Ухнали много претерпел на своём веку. Он – олицетворение трагической истории России. «Обезглавленный, изрядно обветшалый, с порослью берёзок по карнизу, хранивший прежде бумажные кули с химикатами, побелочный мел и негашёную известь», это храм – свидетель революционной эпохи, когда сбрасывали с церквей кресты, срывали купола, превращали Божьи дома в клубы или склады. Храмы взрывали, разрушали, объявив, что Бога нет, а религия – «опиум для народа».

И вот, спустя восемьдесят лет, «стоит этот храмец в лесах, в цементных помазках и пластырях», а рядом из травы высится новый купол и вновь отлитый колокол. Возрождается прекрасный праздник Христов, возрождается вера, преображается душа человеческая.

Под старыми церковными липами рассказчик видит яблочный базар, восхищается его румяным и ароматным изобилием. Е. Носов не жалеет красок, чтобы описать эти чудесные дары природы: «Яблоки и в самом деле были загляденье: свежи, румяны, подёрнуты первозданной матовостью осеннего туманца и вообще веяли отменным здоровьем хорошо вызревших плодов».

Но почему-то наш герой, неспешно пройдя сквозь весёлые зазывания женщин, «по-праздничному добродушных и гораздых погомонить», остановился перед самым крайним ведёрком, в котором. «кроме… заглавного яблока, крупного и румяного, видно, исполнявшего роль рекламы», лежали вяловатые, даже приморщенные, с бурыми пятнышками червоточин плоды». Настроенный благодушно, рассказчик решил помочь хозяйке этого завалящего товара – « маленькой, щупленькой бабульке».

Яркие краски праздника исчезают – в описании старушки преобладает серый цвет: мы видим на ней «серый прорезиненный плащик», «серый козий платок», а подбородок у старушки серый, «жёсткий, будто из пемзы». Своей «серостью, угловатостью и отрешённой недвижимостью» героиня напоминает автору «болотную птицу выпь, терпеливо поджидавшую свою случайную поживу». Старая женщина оказалась некорыстной. На предложение рассказчика назначить цену она ответила: «На свечку дашь, дак и на том – спаси тя Господь». «Душа малостью живёт, у неё своя пища», - глубокомысленно добавила она.

Движимый чувством жалости и сострадания, герой идёт к бабе Пуле

(так прозвали односельчане старушку), чтобы купить остальные яблоки. Тогда-то, переправляясь через шаткий мостик, посидев в полусгоревшем домике Евдокии Лукьяновны, герой узнаёт печальную, трагическую историю этой одинокой женщины, её судьбу, её прошлое и настоящее. Эта невзрачная серая старушка прожила яркую жизнь. Её рассказ стал для героя настоящим открытием, потому что человек с его характером, судьбой, с его душой «всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…»

Настоящее Евдокии Лукьяновны – это шаткий мостик, через который она вынуждена перебираться каждый день по своим делам. Это зыбкое сооружение не терпит никакой размеренности и раскачивается из стороны в сторону при каждом шаге. Не правда ли, этот зыбкий мостик – метафора человеческой жизни, такой короткой и хрупкой? Начали строить мост Горбачёве, да разворовали все бетонные плиты – «перестроились». Настоящее Лукьяновны - это наполовину сгоревший дом. И никому дела нет до этого. Куда смотрят власти, почему не помогут бедной старушке? Нет в Ухналях никакой власти – только замок ржавый висит на двери бывшего сельсовета. Настоящее – это чёрно- белая, как и вся жизнь Лукьяновны, приблудная кошка, скрашивающая старческое одиночество.

Заслужила ли баба Пуля такую судьбу?

С удивлением узнаёт рассказчик, что была эта женщина на войне снайпером, за что и получила своё прозвище. Ранена была в ухо, стала плохо слышать, а вот инвалидность не желают признать, и получает Лукьяновна «пензию с гулькин нос».

О своём военном прошлом Евдокия Лукьяновна говорит обыденно, скромно. Записалась сначала в радистки – послали учиться на снайпера. Сколько немцев убила – не знает. Единственная её награда на войне – дочь. А отца дочери убило, и хранит она в сундуке единственную память о нём – сапог. Дочь работала бухгалтером, растратилась. Пришлось Лукьяновне спасать её. Продала она половину дома, но денег хватило только на то, чтобы скостить половину срока – «дали пять годов лагерей». Дочь погибла под деревом – свои же товарки, недовольные её учётом «сотворили».

Но не держит зла на судьбу и людей баба Пуля, сохранила доброту, веру в людей.

Грустно заканчивается рассказ. Редкие стёжки ведут к одинокому дому старой женщины. А над речкой мелькает ярко-жёлтая бабочка, словно «потерявшая что-то в поречных ивняках…» А может, эта бабочка – чья-то потерявшаяся душа?

В Яблочный Спас на глазах рассказчика произошло преображение маленькой серой старушки, и засияли на ней белые одежды, символ чистоты и незапятнанности её души. Немногое сделал герой для этой бедной женщины: купил её яблоки, выслушал её историю. Но «душа малостью живёт». Иногда надо, чтобы кто-нибудь тебя просто выслушал, облегчил твою душу. И разве не согласны вы после этого, что человек – «самое любопытное явление» и нет в мире интереснее человеческой судьбы?

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.