|
Миры «Вечернего альбома» 2 часть (Цветаева Марина)Несмотря на то, что сборник посвящен Башкирцевой, Марина Цветаева «обращается» и к другим людям: делится своими чувствами к своей семье, посвящает стихотворения сестре Анастасии, с которой в тот период Марина была очень близка:
Сестры Цветаевы понимали друг друга с полуслова. Они были очень похожи и одновременно очень разные. Марина была гением, и Анастасия обладала писательским талантом. Марина Цветаева признавала схожесть их с сестрой мыслей и восхищалась её даром слова. А как много строк посвящено матери и чувствам к ней. Стихотворения, которые вошли в «Вечерний альбом», были написаны после смерти матери Цветаевой. Именно поэтому, наверное, они пронизаны теплотой, лаской и любовью. И вместе с тем лежит на них отпечаток душевной боли от утраты матери. Любовь к матери — это бесценный дар.
Для Цветаевой мама — самый близкий человек. Она всегда поможет и подскажет, станет опорой в тяжелую минуту и постарается уберечь своего ребенка от «горькой жизни помыслов и дел». Только мать может искренне радоваться и сопереживать самому драгоценному, кто у неё есть — своему ребёнку. Жизнь без любви к матери не имеет смысла. Кто-то высший развел эти нежно-сплетенные руки, Но о помнящих душах забыл… Марина Цветаева С самого раннего детства Марина Цветаева ощущала себя отличной от других, поэтому, наверное, была одинока. Кажется, она боялась одиночества, избегала его и одновременно желала, черпала в нем вдохновение. Для Цветаевой одиночество не было тяжким, оно было её потребностью, необходимостью существования. В ранних стихотворениях поэтессы её одиночество было «прикрыто» дерзостью, а в более поздних она уже не могла его скрывать: оно прорывалось в каждой строчке. Когда Марина Цветаева писала, ей было хорошо в «компании» пера и бумаги. Вот, например, её признание Пастернаку: «Мне стыдно защищать перед тобой право человека на одиночество, все стоящие были одиноки, а я самый маленький из них». Цветаева осознавала свою избранность и свой талант и терпеливо ждала его признания современниками. Поэтессе было тяжело нести крест своего предназначения, отчего и стихотворения её пронзительны и болезненно правдивы.
Юная Цветаева жаждала не просто одиночества, она хотела абсолютного одиночества — смерти:
Стихотворение «Молитва», написанное Цветаевой в 17 лет, наполнено страданиями юной девушки и боязнью настоящей взрослой жизни. Лирическая героиня воспринимает свою жизнь как тяжелый крест, который необходимо нести на своих плечах, ожидая лишь смерти («Терпи, ещё не кончен срок»). Все бледней лазурный остров — детство, Мы одни на палубе стоим. Марина Цветаева Для того чтобы больше узнать о внутреннем мире человека и причинах некоторых его необъяснимых поступков, необходимо обратиться к его детским годам. Воспоминания Марины Цветаевой о детстве были очень теплыми и живыми. Детские годы были временем совершенной свободы, непринужденности, радости. Цветаева категорически не желала взрослеть, хотела остаться в мире беззаботности и абсолютного счастья. Этими же переживаниями полна душа лирической героини:
Каких только сравнений не использует поэтесса, чтобы описать детство, охарактеризовать детский возраст:
Важную роль в первом сборнике стихов Марины Цветаевой играет и образ «книги». Лирическая героиня, погружаясь в чтение, забывает обо всём на свете. Она торопится попасть в волшебный мир и разделить с героями их чаяния.
Во время чтения книг героиня стихотворения путешествовала с героями в разные страны мира, искала приключений, боялась и всем восхищалась. Только детство, проведенное с книгой в руках, Цветаева может назвать «золотым временем, где взор смелей и сердце чище». *** Мир детства и мир семьи, мир любви и мир одиночества, мир чтения (книги) и мир религии (веры) — все они тесно переплетены в «ткани» дебютного «Вечернего альбома». Эта «ткань» многоцветная, но не пестрая. «Рисунки» на ней, скорее, акварельные… Встреченный благосклонными отзывами старших современников, сборник всё-таки подвергся критике: кое-кто говорил, что 111 стихотворений — это много, что некоторые тексты следовало бы не включать по той причине, что они явно проигрывают остальным. Не берусь судить, но скажу, что мне ближе хрестоматийно известная оценка книги, данная М. Волошиным: «Её надо читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности…». Трудно говорить о «Вечернем альбоме» как духовном завещании: в дебютную книгу входят стихотворения, которые Цветаева написала в 15-17 лет. Вместе с тем, именно этот сборник по-особому доверительный, исповедальный, заставляющий нас, читателей, «проживать» лирическую историю героини, соприкасаясь с её «мирами», заставляющий думать о вечном, а не сиюминутном… Обновлено: Опубликовал(а): ulyana3004 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|