|
Миры «Вечернего альбома» 1 часть (Цветаева Марина)
Книги… Книги… Книги… Как только их не называют: и «кораблями мысли» (Френсис Бэкон), и «памятниками ушедшим в вечность умам»» (Уильям Давенант), и «духовным завещанием одного поколения другому» (Герцен), и «чистейшей сущностью человеческой души» (Томас Карлейль). Книги… Книги… Книги… Сколько написано об их роли в жизни человека! Они и совет дадут, и на путь истинный наставят, и нравственные ориентиры укажут, и новые миры откроют. А ещё научат уважать Человека и ценить природу, а ещё… Книги… Книги… Книги… У них есть друзья и недруги, почитатели и критики, поклонники и недоброжелатели. Есть разгневанные судьи и преданные защитники. Книги… Книги… Книга… У каждой настоящей Книги, как у человека, есть своя биография и своя судьба. У одних книг судьбы счастливые, у других — трагические. Книги… Книга… Маленький сборник стихотворений… У него своя необычная история и непростая судьба. А ещё — юбилей: 110 лет назад он, изданный тиражом 500 экземпляров на «карманные деньги» автора, появился на книжных прилавках двух столиц. Простая бело-серая обложка. Бумага из недорогих. Марина Цветаева. «Вечерний альбом».
«Вечерний альбом», как это часто бывает с дебютными сборниками молодых поэтов, — это дневник, где автор делится сокровенным: чувствами, переживаниями, ожиданием идеальной любви. Сборник посвящен памяти Марии Константиновны Башкирцевой, русской художницы и автора знаменитого и переведенного на многие языки дневника, которая скончалась в возрасте 25 лет от туберкулеза. Марина Цветаева чувствовала связь с Марией: обе девушки жаждали признания среди людей. Цветаева и Башкирцева боялись внезапной смерти, боялись уйти, так и не оставив после себя следа. Сходные тревоги и на протяжении всего «Вечернего альбома»: чувствуется обреченность юной девушки, ожидание преждевременной смерти и желание признания от людей. Что же волнует Цветаеву, автора «Вечернего альбома»? Земная любовь, значение религии, высокие качества человека, семья, одиночество — вот неполный перечень тем, к которым она обращается. Сборник начинается со стихотворения «Встреча». Оно, как и вся книга стихов, посвящено Марии Башкирцевой, судьба которой так потрясла Цветаеву. В стихотворении звучит вопрос: «Быть может ей — и в небе счастья нет?..» «Встреча» с Башкирцевой вызывает в героине чувство потрясения от того, что увидела ту, которая так часто являлась к ней во снах. Каждая строчка этого стихотворения пропитана печалью, ожиданием ранней смерти и безнадежностью: счастье обрести не удастся… О любовь! Спасает мир — она! В ней одной спасенье и защита. Марина Цветаева Особое место в поэтическом мире Марины Цветаевой занимает тема любви. «Любовь» и «творчество» — два спутника Цветаевой. Они шли с ней по жизни от ранних поэтических опытов и первой влюбленности до самого трагического конца. Жажда любви, порывистость и пылкость Марины Цветаевой нашли отражение в её любовной лирике, в том числе — в дебютной книге. Читатель, погрузившись в мир её стихов, переживает и боль, и радость, и страдания вместе с лирической героиней:
«На прощанье» — это последние слова молодой лирической героини, обращенные к тому, которого она безгранично любила и не перестанет любить. Эти строки пропитаны муками от невозможности забыть, стереть из памяти того, кто был так дорог сердцу («Мой милый, забыть нету мочи!»). Расставание так и рвёт её сердце на части, а душа пустеет. Самоотверженная любовь, любовь-служение — одна из примет цветаевской любовной лирики, смысл которой — самоотдача («люби без мер»):
В стихотворении «Следующей» лирическая героиня отпускает любимого человека к той, которую она считает проводником своей любви. Если дорогому человеку лучше с другой, то и она, лирическая героиня, будет счастлива. Это прекрасное качество, ведь не каждый способен радоваться счастью того, кто причинил боль. И очень «пушкинское» качество. Что, собственно, не странно, если вспомнить отношение Цветаева к Пушкину, преклонение перед его личностью и творчеством. Их счастье, их радость — у Бога! Марина Цветаева Есть в «Вечернем альбоме» два стихотворения с одинаковым названием «Молитва», которые стали «визитной карточкой» начинающего автора. Сколько жара, сколько жажды жизни, сколько пыла, несмотря на страстную мольбу о ранней смерти, в строчках «Молитвы», написанной в 1909 году! И сколько отчаяния, разочарования и муки в более позднем стихотворении! Лирическая героиня уже не просто хочет умереть, а жаждет спасти свою душу. Она, как потерянный ребенок, бродит средь теней и пытается найти себя и своё предназначение. Однако в обоих стихотворениях смерть не страшит героиню. Юная поэтесса рассказывает о попытке убежать, спрятаться от будущей жизни. И видит один только выход — смерть.
У ранней Цветаевой по-особому сплетены любовь и вера. Стоит сказать, что в жизни Цветаевой Бог играл значительную роль. Именно к Нему поэтесса обращается с благодарностью о счастье и любви в радостные минуты и просит утешения в горестные: «В каждой молитве — любовь, и молитва — в каждой любви!», «В мире грусть. У Бога грусти нет!»). Ах, без мамы ни в чем нету смысла! Марина Цветаева «Вечерний альбом» о многом. И о матери тоже: о реальной матери и женском образе, нежном и хрупком. И ещё о силе женщины, смысл бытия которой — «обычное женское счастье». Обновлено: Опубликовал(а): ulyana3004 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|