|
Почему Софья, героиня комедии А. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, — «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»? (ЕГЭ по литературе)Комедия начинается именно с завязки любовного конфликта, который впоследствии перерастает в общественный: Чацкий приезжает в Москву к возлюбленной, но сталкивается с фамусовским обществом. Поэтому он имеет большое значение для развития сюжета произведения. Но и один, и другой конфликты не разрешаются, вопреки канонам классицизма: Чацкий остается отвергнутым как обществом, так и Софьей.
Почему же Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого? В первую очередь, этому способствовало то, что героиня, несмотря на её ум, искренность, и другие положительные качества, является представительницей фамусовского общества. Сама Софья, как и Чацкий, является представительницей лучшей части дворянства, но в отличие от него, героиня не противостоит идеологии фамусовского общества. Софья была воспитана, как подобало женщинам того времени. И это воспитание, которое научило её полагаться на свои чувства, а не на разум, подавило проявление положительных качеств героини. Она привыкла быть частью «века минувшего», Софья не хочет задумываться о его пороках, на которые указывал ей Чацкий. К тому же, Чацкий был отвержен как Фамусовым, так и всем обществом, а Молчалин, несмотря на то, что был небогат и без высоких «чинов», нравился всему семейству благодаря умению «угождать всем людям без изъятья», что также оказало влияние на выбор Софьи: «Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел; при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит, от доброты души простит…». Именно поэтому ей было гораздо привычнее и проще быть с Молчалиным, который, как и она и члены её семьи, поступает, как велит ему идеология фамусовского общества. Воспитание и образование, полученное Софьей, точно описал Гончаров: «Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже». Героиня видит в Молчалине — небогатом, не высказывающем своего мнения, представшим перед ней нежным и романтичным, — героя со страниц «французских книг»: «Чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих». А Образ Чацкого — полная противоположность образу Молчалина. Он смело отстаивает свою позицию, дерзко и прямо высказывает свои мысли и совсем не похож на героя из романов, читаемых Софьей. Но он любит героиню искренне, «без памяти», в отличие от корыстного и подлого Молчалина. Но Софья, видя возлюбленного таким, каким он заставил её своим поведением и услужливостью, совсем не замечает намерений Молчалина: «Кого люблю я, не таков: Молчалин, за других себя забыть готов…». Система образования для девушек в дворянских семьях учила их выбирать себе в мужья человека именно по такому принципу, основываясь на эмоциях, а не на логических рассуждениях: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать…». И Софья, при всех своих задатках, данных ей природой, поддается этой системе. Она не видит в Молчалине никаких изъянов, не осознает, что тот её не любит, и пользуется героиней для продвижения в своей карьере, ведь мудрость и рассудительность, требующиеся для этого, были подавлены в ней обществом. Поэтому, хотя героиня «сама не глупая», таковой делает ее окружение, а Софья, в свою очередь, не стремится как-то этому противостоять. К этому женщины, представительницы «века минувшего», стремятся при создании брака. Зная, как по своей сущности была искренняя и честная Софья, можно предположить, что у нее не было цели сделать из Молчалина безмолвного слугу, как Платон Михайлович. Героиня скорее хотела помочь любимому, возвысить его до своего круга путем своего над ним покровительства, для неё это было романтично. Чацкий, замечая это, говорит о Молчалине: «Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей», и, действительно, Софья ценит в возлюбленном молчаливость и то, как он во всем её слушается. Этого нет в Чацком. Его образ характеризуется, как противопоставление образу Молчалина, дерзостью и свободным высказываниями, обличающими пороки дворян-крепостников.
Аллегорически изображая окружающее её общество в виде «не людей и не зверей», Софья проявляет себя как человек умный, проницательный, объективно оценивающий действительность. Однако и она бессильна перед идеологией московского барства, перед удушливой атмосферой фамусовского общества. Итак, А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» показал сущность дворянского общества того времени через раскрытие не только социального конфликта, но и любовного: передал, как повлияло это общество на героиню: ее судьбу и внутренний мир. Гончаров пишет о Софье : «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний». Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|