Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему же Софья, героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, — «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»? (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» во многом является новаторской. Написанная в таком направлении как классицизм, она выходит за его рамки. Так, например, не соблюдается единство действия: в произведении любовный конфликт переплетается с общественным, в итоге выходящим на первый план. Но всё же в комедии присутствует традиционная для такого жанра любовная интрига (Чацкий — Софья —Молчалин), главная героиня которой предпочитает глупого человека умному.

Рассмотрим, почему.

Во-первых, один из центральных персонажей — Софья — выросла в «Фамусовском обществе», ценящем в людях только чины, деньги, умение сделать карьеру; в обществе, где все являются ярыми противниками просвещения. Однако героиня отличается от своего отца и ему подобных. Она умна, любит читать, что прослеживается в реплике Фамусова: «Ей сна нет от французских книг, // А мне от русских больно спится»), а также своенравна, горда и обладает пылким сердцем. Но при всех своих достоинствах, Софья Павловна — дочь своего отца: она привязана к «фамусовкому обществу» и не имеет возможности выйти из него.

Во-вторых, на момент, когда в Москву приезжает Чацкий, спустя три года скитаний по миру, главный женский образ драматического произведения состоит в так называемых «отношениях» с Молчалиным. Алексей Степанович — один из ярчайших представителей «века минувшего»: он бессловесен, тих, услужлив и лицемерен. Чацкий сначала находится в недоумении, как Софья, которую Александр Андреевич одну считал равной себе, выбирает Молчалина, а не его — уверенного в себе и своих суждениях, принципиального и остроумного человека. Но позже к герою, такому близкому по суждениям к герою-резонёру, приходит осознание, что «нынче любят бессловесных», этим многое и объясняется.

В-третьих, Чацкий так и не смог «растопить» сердце Софьи Павловны, пробудить в ней прежние чувства. Выбор центрального женского персонажа в итоге становится понятен: девушке, воспитанной на французских романах, нужен в мужья такой же человек, как и все герои этих любовных книжек: робкий, мечтательный, скромный и зачастую бедный («муж — мальчик, муж — слуга»). Эти качества она увидела именно в Алексее Степановиче, который начал подыгрывать. Идеал Софьи — семья, в которой главная роль была бы отведена ей. С Чацким же, так похожем на героиню, с такой же незаурядной личностью, девушке беспокойно. Александр Андреевич — ищущая натура, жаждущая изменений в обществе, свободомыслящая, прямая и бескомпромиссная. Он будет постоянно спорить с людьми старых взглядов и высмеивать их. Однако, в развязке любовной коллизии видны плачевные последствия выбора Софьи: Молчалин оказывается хитрым и раболепным человеком, готовым ради собственной выгоды притворяться тем, кем не является.

Таким образом, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» личный конфликт завершается несколько трагично. Главная героиня предпочитает «дурака» Молчалина умному и передовому человеку — Чацкому потому, что Алексей Степанович немногословен и робок; он знает, где нужно промолчать и кому-то услужить, что делает персонажа всеобщем «любимцем». Однако, по сюжету, Софье не суждено быть вместе с Молчалиным — её чувства оказываются обмануты и растоптаны, что прослеживается в финальной сцене разоблачения Алексея Степановича.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.