|
Любовная лирика в творчестве Лермонтова (ЕГЭ по литературе)Лирика М. Ю. Лермонтова изобилует своим многообразием и выразительностью. Каждое стихотворение посвящено определённой теме. Среди всех можно выделить пейзажную, философскую лирику, тему поэта и поэзии, Родины и одиночества. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова является одной из самых значимых и ключевых в творчестве поэта. Изначально, знакомясь с лирическим творчеством Михаила Юрьевича, становится заметна его непохожесть и собственный взгляд на тему любви, которая у него в первую очередь перекликается с мотивом одиночества и страдания. Стихотворение "Пусть я кого-нибудь люблю...", продолжение которого звучит так: "любовь не красит жизнь мою", как раз освещает этот мотив и заставляет задуматься о месте человека в мире. Любовь здесь сравнивается с "чумным пятном". Она не приносит счастья, а заставляет мучиться и отбирает свет, становится "темно". Поэтому лирический герой и остается «один», «враждебной силою гоним». Таким же настроением пропитано и другое стихотворение Лермонтова "Нищий", написанное в 1830 году, в довольно ранний период. Но уже тогда у поэта успел сформироваться свой взгляд на любовь, которая заставляет человека лишь страдать. В лирическом произведении герой сравнивается с "просящим бедняком". Он изображён несчастным, страдающим, не получившим любви человеком. Неслучайно в основе стиха лежит сравнение, через которое герой в облике «нищего», «просящего подаяния», «молил любви». Но «кто-то камень положил». А значит, лирический герой остался ни с чем, он обижен на холодную и жестокую героиню за то, что его "чувства обмануты навек" равнодушной девушкой. И сама любовь ассоциируется с тягостными чувствами, жестокостью и болью, вызывает лишь "слезы горькие" и "тоску". Нередко лирический герой любовных стихотворений Лермонтова оказывается задетым и оскорбленным. Но при этом он не пренебрегает и чувством собственного достоинства. Так, лирический герой стихотворения, название которого говорит само за себя, «Я не унижусь пред тобою…», абсолютно «горд». Он ценит свободу, говоря: «Я свободы для заблужденья не отдам», «я не соделаюсь рабом». В свою очередь образ лирической героини коварен. Мы понимаем, что она не достойна любви, когда узнаем, что «ангел изменил». Так и получается, что роль любви здесь та же. Она причиняет боль и к тому же ущемляет самолюбие героя, который «душу отдавал», не получив ничего взамен. Такое разочарование лирического героя происходит из-за светского общества, в котором ему не суждено найти женский идеал, о котором он мечтает. Этот образ можно найти в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…». Портрет светского общества со всей его фальшью и неестественностью, которому присущи «затверженные речи», «бездушие», внешнее «приличье» и «дикий шепот», вынуждают лирического героя уйти в себя. И только идиллическое изображение гармонии природы и человека ведет к тому несуществующему идеалу. Только так его можно обрести. И лирическая героиня представлена здесь, как чистая, светлая, искренняя и непорочная, «с глазами, полными лазурного огня», «сиянье». Но ее образ двоится. Это лишь «мечты созданье» и герой «узнает обман», ведь на самом деле в обществе не найти таких возвышенных идеалов. Такой же мотив можно встретить и в следующем стихотворении Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…». Уже опять в самом названии закладывается элемент маскарада, выводящий на сплетни и ложь общества, в котором приходится находиться лирическому герою. Он встречает обаятельную незнакомку. Об её хитрости и игривости свидетельствуют «лукавые уста» и «пленительные глазки». Но этот образ опять двоится. Ее внутренний мир герой «ласкает и любит», но это всего лишь «бесплотное виденье в душе», которое он создал в своём «воображеньи». И кроме красоты героиня ничего из себя не представляет. Любви в жизни героя нет ещё и потому, что его единственный идеал, встретившийся в жизни, любимая женщина умерла. В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Лермонтов как раз затрагивает эту тему. Девушки уже нет, но она жива в его сердце: «в устах живых уста давно немые, в глазах огонь угаснувших очей. Лирический герой «занят таинственным разговором», вспоминая о прошлом, «о погибшей молодости». И опять мы наблюдаем за несостоявшейся любовью и страданиями героя. Подводя итог, можно сказать, что любовная лирика «поражает беспощадностью отрицания и могучим поленом мечты». Но все же лермонтовский герой способен любить и обожествлять женщину, проблема состоит в том, что он не может найти возвышенную любовь в реальной жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Annar Внимание! Спасибо за внимание.
|
|