|
1. Какую роль играют образы природы в данном фрагменте «Слова о полку Игореве? 2. Образ Ярославны 3. Какие черты фольклора можно выделить в этом фрагменте? (ЕГЭ по литературе)1. В представленном фрагменте образы природы занимают отдельное место и играют немаловажную роль, в сути которой нам нужно разобраться. Найдём и рассмотрим случаи, когда автор добавляет элементы пейзажа. Уже в самом начале «Плача Ярославны» читателям встречается образ птицы: «Полечу… кукушкою по Дунаю». Автор вводит такое изображение и перевоплощение девушки неслучайно, ведь Ярославна во время отсутствия мужа чувствует себя одинокой, «кукует», тоскует по Игорю, рвется к нему. Образ природы помогает передать состояние героини, её переживания. Далее Ярославна обращается к вере предков и природной силе.
Наконец, упоминание «Каяли-реки» — реки смерти, предвещает неминуемое несчастье. В конце фрагмента погодные условия вновь подсказывают, что лучше бы вернуться домой: «Идут смерчи тучами. Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую». Получается, что образы природы действительно играют важную роль в данном фрагменте. Они пытаются уберечь Игоря и его войско, а также открывают читателям лучшие качества Ярославны.
2. Читая произведение «Слово о полку Игореве», мы встречаем значимый женский образ — Ярославну, жену князя Игоря, которая появляется во фрагменте «Плача». Опишем её. Героиня сразу предстает перед нами, как нежная добрая и любящая жена. Она верно ждет Игоря «В Путивле-городе на забрале», «на стене городской». Ярославна «кукушкою безвестной рано кукует». Образ птицы показывает нам, что героиня скучает по Игорю, «плачет». Автором вводится речь героини, читая которую мы убеждаемся в её заботливости и готовности помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Мы понимаем, что Ярославна очень милосердна. При этом она переживает и печется не только за мужа Игоря, но и за всё его войско. Она прибегает к помощи природных сил, верит в них: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих лёгких крыльицах на воинов моего милого?». Исходя их этого, можно сделать вывод, что нашему вниманию представляется ключевой собирательный образ русской женщины, проводившей мужа в поход и тоскующей по нему. Ярославна — воплощение лучших качеств жены и княжны, всеми силами пытающейся выручить и проявить помощь.
3. На протяжении всего произведения «Слово о полку Игореве» можно встретить множество черт фольклора. Эпизод «Плача Ярославны» — не исключение. Подчеркнем, ряд каких приемов устного народного творчества используется автором в данном фрагменте. Во-первых, обратимся к образу княжны. Описание обращения в животных или птиц является характерной особенностью русского фольклора. Так, Ярославна хочет стать кукушкой: «Обернусь я, бедная, кукушкой…». В тоске по мужу, она «плачет». И это подчеркивается и повторяется автором трижды, что тоже свойственно фольклору. В её обращении к силам природы заложены языческие начала: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую». Это опять же таки подтверждает связь фрагмента с народным творчеством. Во-вторых, ещё одной чертой фольклора становятся постоянные эпитеты, часто встречающиеся в тексте: «кровавые раны», «могучее тело», «горячие лучи», «золотому столу» и другие. В-третьих, нам попадаются типичные устойчивые выражения, такие как: «Дунай-речка», «синее море», «ветер, ветрило», «моего милого». Здесь тоже видна связь с устным народным творчеством. Из этого следует, что в представленном нам фрагменте действительно сосредоточено несколько важных черт фольклора. Стоит отметить их большую роль в изображении образа Ярославны, в развитии главной мысли и сюжета в целом. Обновлено: Опубликовал(а): Annar Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|