Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сюжетно-композиционные особенности рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (ЕГЭ по литературе)

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. В. Бунин изображает смерть как важное событие, которое показывает настоящую цену личности и человеческого существования. Вместе с философскими размышлениями о внезапности смерти и ничтожности человека в мире потребления в рассказе также есть социальная проблематика, которая связана с бездуховностью высшего общества и разрывом между богатыми и бедными. Всё это автор показывает с помощью сюжетно-композиционных особенностей.

Сюжетное пространство в рассказе ограничено, поэтому это позволяет нам сосредоточить внимание на корабле.

Вместо огромного парохода мы видим буржуазное общество, которое делится на два слоя. Первый слой является отелем «со всеми удобствами», спокойная жизнь наверху корабля полна развлечений. Богатых пассажиров много, но куда больше тех, кто на них работает «у исполинских топок», их же «великое множество». Автор использует антитезу, чтобы выдвинуть социальную проблему. Противопоставляется отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней». «Господа во фраках и смокингах, дамы в богатых туалетах и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Но за этим описанием кроется также философский характер. Между богатыми и бедными не та пропасть, что стоит между человеком и природой.

Композиция в рассказе играет важную роль, она является кольцевой. Рассказ начинается с описания путешествия Господина на долгожданный отдых и заканчивается той же поездкой, но уже с мёртвым героем. Композиция передаёт ощущение бесконечного повторения жизненного процесса. Жизнь прерывается всегда смертью, причём иногда даже совсем внезапной. Движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве.

Господин из Сан-Франциско после своего недолгого путешествия отправляется «домой, в могилу, на берега Нового Света». Целью же поездки главного героя являлось посещение «Старого Света», помимо конкретного, цели героя можно дать обобщённый смысл. «Новый человек» возвращается к истории и по-новому оценивает и открывает своё место в мире. Поэтому после смерти главного героя упоминается время, где правил тиран Монте-Тиберио. Этим автор показывает цикличность не только пространства в рассказе, но и времени.

Сюжет построен на описании внезапной смерти главного героя, что показывает быстротечность и конечность жизни. Смерть является кульминацией в рассказе. Неожиданный конец главного героя показывает столкновение иллюзорного и реального мира. Природа доказывает свою всесильность, но люди продолжают развлекаться и не желают сталкиваться с правдой, они не хотят придавать значение смерти Господина. Автор описывает, как герой возвращается домой уже спрятанный в трюме корабля, а люди продолжают умалчивать о смерти, будто её и не было вовсе. Вот поэтому перемещения корабля являются бессмысленными, потому что люди ничего не предпринимают, чтобы понять истину и заглянуть правде в глаза, они подавлены условиями своей земной жизни.

Конфликт рассказа идёт за рамки частного случая, поэтому его развязка связана с размышлением о судьбе не одного героя, а всех пассажиров «Атлантиды». Сюжетно-композиционные особенности произведения помогают автору сформировать ощущение бесконечного жизненного процесса и позволяют передать целое мироощущение в коротком рассказе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.