|
Обломов и другие (Гончаров И. А.)Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал для русской литературы огромным прорывом. Известно, что Иван Александрович писал его несколько лет, но уже первые вышедшие главы вызвали величайший интерес общества. Обломов, поначалу выглядящий обычным лентяем, удивляет своим взглядом на окружающий мир и ставит под сомнение порядки общества своего времени. Он отвлекается от повседневной суеты и пытается во всём увидеть настоящего человека. Важность Обломова как явления в том, что общество не готово его принять, время ещё не пришло, но он заставляет задуматься о людях, об их чувствах и внутреннем мире. Отношение Обломова к обществу начинает раскрываться перед нами, когда к нему заходят визитёры с целью пригласить его в Екатерингоф. В то время как все восторженно ожидают вечера, Илья Ильич не понимает этой суеты, в которой теряется человек, сам себе он задаёт вопросы: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?». Не может понять он и смысла построения карьеры, совсем не учитывающей личных, человеческих качеств: ума, воли, чувства. То же самое происходит и с искусством: в погоне за прибылью люди перестают ценить достоинства человека, пишут лишь для того, чтобы писать и продавать. Всё это Обломов считает неправильным, но он не осуждает людей, он относиться к ним с сочувствием. Я думаю, что так происходит потому, что сам Илья Ильич не может предложить альтернативы и исправить ситуацию. Он слишком слаб, чтобы всё изменить из-за того, что его время ещё не пришло. Размышляя о всей этой суете, и под влиянием целого вороха своих собственных проблем Обломов задаётся очень важным вопросом: «Когда же жить?». Долгое время он старался откладывать все дела на потом, а теперь ему хочется «из квартиры не съезжать, и в деревню не ехать, и чтоб дело сделалось…». То есть обычные для другого человека заботы становятся для него чем-то невозможным из-за его лени. Главной причиной этого является его воспитание. Он рос по-настоящему избалованным ребёнком, совершенно не был приучен к труду и был убеждён, что всё за него должны выполнять слуги, ведь он «настоящий барин». Таким образом труд и скука для него стали синонимами, что сказалось и на его карьере. Служба, на которой он ожидал найти «дружную и тесную семью» и начальника в качестве «чего-то вроде второго отца», очень быстро разочаровала его. Общество же, «роль в котором удалась было ему лучше», быстро надоело ему своими интригами и лицемерием. Результатом такого несоответствия ожиданий и реальности стало то, что Илья Ильич, бросив всё, стал вести отвергнутый образ жизни. Но это не помешало существованию очень богатого внутреннего мира Обломова, свидетелем которого был Штольц. Обломов по-настоящему ценил человека, его чувства и переживания, чем делился со своим другом. Такое сочетание глубокой внутренней жизни и полного внешнего бездействия и получило от Штольца название «обломовщина», а сам Илья Ильич стал в его глазах дитём Обломовки. Та жизнь, которую проживал Илья Ильич как дитё Обломовки, была максимально отстранена от жизни других людей. Правильнее сказать, что в ней не было никакого движения: Обломов так и застыл у себя дома, пока «жизнь, как покоенная река, текла мимо». Он всегда надеялся на авось и ждал, что всё произойдёт как-нибудь само, без его участия. Всё вокруг побуждало его действовать, но он боялся за что-либо браться перед лицом внешних грозных сил. Лишь спор со Штольцем заставил Обломова всерьёз задуматься: «идти вперёд или остаться». Я думаю, что не зря И. А. Гончаров пишет, что обломовский вопрос стал глубже гамлетовского, ведь переход от бездействия к активной жизни означает не только перемену в Илье Ильиче, но и огромный шаг для всего общества, восстановление ценности человека и его чувств. Следующий этап жизни Обломова начинается благодаря Ольге, знакомой Штольца, целью которой становится спасение «безнадёжного больного» и «нравственно погибающего ума». Познакомившись с ней, Илья Ильич переживает настоящий подъём и в корне изменяет свой образ жизни. В отношении к Ольге Обломов переживает влюблённость, он поддаётся порыву чувств и ждёт взаимности со стороны Ольги. Для Ольги же эти отношения являются дружбой, в которой она своим долгом считает спасти Обломова, не дать ему вернуться к старой жизни по просьбе Штольца, хотя имеет место и любовь. Я думаю, что любовь Ольги к Обломову в отличие от дружбы нельзя назвать долгом, она могла любить его за богатый внутренний мир. Это также подтверждает её реакция на очень подлый поступок Ильи Ильича, когда её действительно задело («оскорбленная богиня гордости и гнева»), что он хотел увидеть, как она страдает из-за письма. Но как оказалось позже, любовь Ольги к Обломову бы ненастоящая, ошибочная, она всего лишь поддалась страсти и не смогла себя сдержать. Сначала Обломов, потом она сама говорили: «Это не любовь, это что-то другое». Я думаю, под «чем-то другим» подразумевалась особая, близкая дружба, совмещённая с приливом страсти. Понять развитие их отношений вначале нам помогала ветка сирени, сорванная на одной из прогулок и поблёкшая со временем. Сирень стала символом их любви и в память Ильи Ильича была на его могиле. На примере Обломова и Штольца мы можем сравнить два совершенно разных образа жизни. Штольц, благодаря своему воспитанию и немецкой натуре, был чрезвычайно деятельным, предприимчивым человеком, во всё полагавшемся на свои знания и умения. Он не уделял значительного внимания чувствам и потому легко вливался в общественную жизнь. Обломов имел совсем другие взгляды, всю жизнь он не уделял необходимого внимания учёбе и главную роль для него играло чувство. Именно из-за сильного влияния чувств он не смог находиться в обществе: его поражало лицемерие людей, обесценивание человеческих качеств. Он говорил, что не управится с такими бурями. Ещё больший контраст можно увидеть, проанализировав отношение героев друг к другу. Илья Ильич не понимал, как можно не полагаться в жизни на чувства: «сплошной разум… а сердце?». А Штольц искренне удивлялся, какую же ценность может иметь человек, кроме своего ума и способностей, об этом говорит его многократное восклицание в разговоре с Ольгой: «Обломова!». Ему и не удалось оценить богатство и ценность внутреннего мира Обломова за всё время их дружбы. Мы не можем точно рассудить их и сказать, чей образ жизни верный, а чей нет. В жизни человека очень важны и чувства, и разум. Это тот случай, когда идеальным решением был бы компромисс, то есть человек, который в жизни бы одинаково полагался как на чувства, так и на знания и умения. Оправдать это можно тем, что всем людям нельзя быть Обломовыми из-за того, что необходимо развитие. Но и нельзя быть такими как Штольц, потому что тогда люди забывают, как важен сам человек, его чувства, переживания и внутренний мир. Был ли Обломов счастлив? Я думаю, Илью Ильича сложно называть счастливым человеком, потому что он часто был под натиском целого вороха проблем. Сначала это было обучение, потом неудавшаяся карьера, следом непризнание в обществе. Он обладал набором принципов, принять которые другие люди были ещё не готовы, то есть он жил не в своё время. Сомневаюсь, что в таком положении он был счастлив, но и не могу сказать, что он сильно страдал из-за этого, ведь он был милосердным и проявлял сочувствие по отношению ко всем, кто его не понимал. Идеалом жизни, в которой он был бы по-настоящему счастлив, для него была спокойная, далёкая от суеты Обломовка, в которой он вёл бы такую же тихую и спокойную жизнь. Достичь этого идеала у него не получилось, но к концу жизни он к нему очень сильно приблизился. Мне кажется, что он достиг своего счастья, когда начал жить вместе с Пшеницыной на Выборгской стороне, которая тоже была «царством тишины и спокойствия». Так чем же стал образ Обломова для русской литературы? В первую очередь Илья Ильич своим отношением ко всему напоминает нам, как важно ценить внутренний мир человек, не забывать изображать его в искусстве, сохранять в себе человеческие качества. По-моему, противопоставляя Обломова и Штольца, И. А. Гончаров хотел показать, что в людях, в особенности в русском человеке, начинают цениться не духовные качества, а лишь способность работать. Я считаю, что эта проблема остаётся актуальной и сейчас, потому что в современном мире часто забывают про самого человека, про его личность. В то же время Обломов служит примером того, как не должен вести себя человек. Именно поэтому роман «Обломов» можно называть руководством, которое может помочь как сохранить человечность в нашем мире, так и каждому из нас не превратиться в Обломова. Обновлено: Опубликовал(а): Максим Шуликов Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|