|
12.1. Как проявляется столкновение просвещенности и невежества в «Недоросле»? (ЕГЭ по литературе)В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» столкновение просвещенности и невежества проявляется в конфликте героев, которые, согласно канонам классицизма, делятся на положительных (в данном случае образованных: Правдин, Стародум, Милон) и отрицательных (безграмотных, грубых: Простаковы, Скотинин). У грамотных и необразованных героев разные ценности и взгляды. Так, отрицательные герои не признают значимость наук, поскольку считают, что высокий статус позволяет жить без образования. Географию, например, Простакова называет «еоргафией» и «не дворянской наукой». В семье Простаковых никто не умеет читать; Митрофан не знает, что такое существительное и прилагательное. Из-за необразованности герои неправильно трактуют законы. Считают, что «дворянин волен поколотить слугу, когда захочет», ссылаясь на манифест о вольности дворянства, то есть воспринимая его название буквально. Персонажи жестоки. Простакова груба с окружающими (портного называет «скотом» и «воровской харей»); бьёт своих слуг. Простаковы и Скотинины безнравственны, ценят лишь материальное (чины, деньги), а потому корыстны. Мать Митрофана хочет женить его на Софье, чтобы получить богатства. Положительные герои противопоставлены отрицательным. Они грамотны и духовны. Для них высшие ценности — искренность и благонравие. Герой-резонёр Стародум, например, во время философского разговора с Правдиным ссылается на поучения своего отца и говорит о том, что важно «иметь сердце и душу», чтобы быть человеком «во все времена». Герой не обладает дворянским статусом, но сохраняет честь. Милон служит не ради получения чинов, а во благо Отечества. Также Милон хочет жениться на Софье не из корысти, а потому что искренне влюблён. Конфликт невежества и образованности разрешается торжеством разума: у Простаковых отнимают имение за жестокое обращение с крестьянами. Простакова, растерянная, обращается к сыну, единственному, что у неё осталось, но он говорит ей «отвязаться». Это происходит потому, что отрицательные герои безграмотны, жестоки, невоспитанны, то есть злонравны. Таким образом, в комедии Фонвизина «Недоросль» столкновение образованности и невежества становится основным конфликтом, который разрешается в пользу просвещённости. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Бабичева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|