|
В чем особенность звучания темы свободы в лирике Пушкина? (ЕГЭ по литературе)Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель, поэт. Его лирика затрагивает самые разнообразные темы: дружбу, любовь, философию, патриотизм, и при этом особое место в литературе занимают его стихотворения о свободе. Для того чтобы разобраться (1) в чём их особенности, обратимся к анализу некоторых произведений. В качестве первого примера, на мой взгляд, можно взять стихотворение «К Чаадаеву». В этом произведении мы видим, что лирический герой в юности имел несбыточные желания, касающиеся свободы. Однако они вскоре исчезли. Это показано с помощью метафоры и сравнения: «Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман». Однако некоторые мечты до сих пор существуют в сердце лирического субъекта. Это выражено с помощью эпитетов и инверсии: «Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. » Далее герой призывает своего друга бороться за свободную Россию. Это продемонстрировано посредством риторического обращения, восклицания, олицетворения, инверсии: «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна». В качестве второго примера, по моему мнению, можно привести стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В этом произведении лирический герой является поэтом, миссия которого заключается в провозглашении свободы, хоть, помимо субъекта, никто к ней стремится. Это выражено с помощью эпитета и инверсии: «Свободы сеятель пустынный». Поэт начинает заниматься своим делом с энтузиазмом. Это продемонстрированно с помощью метафоры «Рукою чистой и безвинной в порабощенные бразды бросал живительное семя». Однако лирический герой не видит никаких результатов. Это выражено посредством ассонанса и инверсии: «Но потерял я только время, благие мысли и труды». Отсутствие результатов труда вызывает у субъекта злость. Герой осознаёт, что не может помочь населению, пока оно само этого не захочет. Мысль и эмоция отражены с помощью риторического обращения, восклицания, вопроса: «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?» И последним примером, на мой взгляд (5) может стать стихотворение «Узник». Герой произведения осуждён и отбывает наказание. Это подчеркнуто инверсией и ассонансом: «Сижу за решеткой в темнице сырой. » Пушкин проводит параллель между лирическим субъектом и орлом с помощью звукописи и эпитета: «Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ». Герой произведения и орёл птица мечтают о свободе. Это продемонстрировано посредством олицетворения и инверсии: «Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим». Таким образом, тема свободы в лирике А. С. Пушкина раскрыта весьма многогранно. То о воле мечтают, но это безрезультатно, то её старательно добиваются, а порой, она не нужна вовсе Обновлено: Опубликовал(а): КаБа Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|