Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Умирающий гладиатор» (Лермонтов М. Ю.)

На создание этого стихотворения М. Ю. Лермонтова вдохновили прошедшие мировые события. Поэт сравнивает умирающего гладиатора, жалкого раба, умирающего ради минутной радости публики, с европейским миром, втянувшегося во все тяжкие к концу XVIII века. Поэтому Михаил Юрьевич нам сообщает, что страны Европы в то время ослабели, живя в праздности и за это они очень сильно расплачиваются. Стоит еще отметить, что М. Ю. Лермонтов был своего рода психологом: он прекрасно знал, что человек, находясь при смерти либо при сильном стрессе, вспоминает всю свою жизнь, прокручивая её в своей памяти, и человек таким образом проживает её снова.

Первые строки показывают глубокий контраст — Ликование зала, проходящее мгновенно и умирающий гладиатор:

Жестокая толпа венчает похвалой победу воина-временщика и презреньем к более слабому проигравшему:

Погибая, гладиатор вдруг вспоминает всю свою жизнь, то, что ему было так дорого, начиная с шумной реки и пейзажей тех краев:

Вспоминает семью свою старую, отца, те, возможно не беззаботные, но все же счастливые детские годы, которые были у павшего воина:

И ту семью, которая у него сейчас есть, те ожидания, которые не оправдались, и та бессмысленная смерть, которой он удосужился.

Ликующий, развратный люд, не проявлял никакого сострадания к погибающему, ведь даже не зная контекста человеку стоит сострадать и сочувствовать:

Вторую часть стиха М. Ю. Лермонтов начинает с осуждения Европейских стран, говоря, что, они вместе, как побежденный гладиатор, когда-то были предметом подражания, чем-то величественным, а сейчас с головой поникли в бесславность и позор:

“Не так ли ты, о европейский мир,

Когда-то пламенных мечтателей кумир,

К могиле клонишься бесславной головою”.

Европейский мир потерял веру и надежду на лучшее, а следовательно и перестало к этому стремиться. Европу настигает духовный спад, и ей стоит вернуться к своим истокам и найти способ жить дальше. Но этого у европейского мира с тем укладом жизни, который был тогда, не получается, ведь они утратили самое важное — духовность, поэтому Европа того времени была обречена на гибель:

“Измученный в борьбе сомнений и страстей,

Без веры, без надежд — игралище детей,

Осмеянный ликующей толпою!”.

Духовность и нравственность были утеряны ради “язвы просвещения” и “гордой роскоши”:

И для того, чтобы вспомнить свое былое прошлое, европейцы прибегают к средневековому искусству, наполненному рыцарскими идеалами, но оно, считает М, Ю. Лермонтов, сейчас им сильно льстит:

Наполнен метафорами конец первой части стихотворения: “луч воображенья”, “дряхлых дней” “Сверкнул в его душе”, олицетворениями: “шумит Дунай” “родина цветет”. Очень эмоционально сильно сравнение “пал, как зверь лесной”. Тропы во второй части подчёркивают то, чем могла быть Европа и чем она являлась в то время: метафоры “пламенных мечтателей”, “вздохом сожаленья”, “юность светлую, ниспоненную сил”, “язвы просвещенья”, “жадно слушаешь”.

Этот стих прежде всего о главной силе человека — нравственности, с помощью которой он побеждает своих внутренних врагов, прежде всего преодолевая себя. И если умрет эта жизнь, развалится стержень, то не миновать поражения — в личной жизни, на работе или где-либо ещё. Причём в это время, что характерно, он себе льстит своим прошлым, ведь гордыня у человека искореняется долго.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.