|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по литературе
Своеобразие кульминационной сцены рассказа И. А. Бунина «Качели» (ЕГЭ по литературе)Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни. И. А. Бунин У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновение. И. С. Тургенев Перед нами рассказ И. А. Бунина "Качели", входящий в лучшую его книгу о любви - "Тёмные аллеи". Это произведение о встрече, быстром сближении, ослепительной вспышке чувств и неотвратимом расставании . В небольшой по объёму новелле всего три эпизода: сцена в гостиной, разговор на качелях и диалог героев в аллее. Из экспозиции мы узнаём о том, что действие происходит в летний вечер, в гостиной. У героев нет имён, просто - "он" и "она", а в первом эпизоде отсутствуют и подлежащие: "сидел в гостиной", "вошла в синем сарафане". Имена не нужны: важно только то, что испытывают влюблённые. Молодой человек кажется живым, весёлым, энергичным, озорным: "дико ударил по клавишам и не в лад закричал, запел..." Портрет героини создаётся с помощью немногих деталей: "синий сарафан", "длинные тёмные косы на спине", "коралловое ожерелье", "синие глаза", "загорелое лицо". Разговор молодых людей весел, непринуждён, ироничен, словно они боятся открыть друг другу чувства и скрывают их. О себе герой шутливо сообщает: "Зато я знаменитый живописец. И красив, как Леонид Андреев. На беду вашу я заехал к вам!" Кульминацией являются те минуты, которые герои проводят вместе в саду на качелях. Качели - центральный образ рассказа. Отрываясь от земли, от всего повседневного, будничного и прозаичного, влюблённые взмывают в небеса, испытывая неизъяснимое блаженство. Этот миг полёта, парения над землёй и есть то короткое мгновение счастья, когда души влюблённых сливаются воедино. Это и есть те минуты, лучше которых уже не будет. Не случайно героиня боится упасть на землю: "Ой, мы сорвёмся!" На качелях страшно и весело. Он "делал страшные глаза", "она, раскрасневшись, смотрела пристально, бессмысленно, радостно". Одна из бунинских особенностей в передаче внутреннего состояния человека - соединение противоположных начал, которое передаётся с помощью оксюморона: "красота и ужас", "радостный страх". "тоска несказанного счастья". Для Бунина и его героев характерно предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия. Своеобразие этой кульминационной сцены заключается в том, что большую её часть занимает диалог. Автор отодвигает себя на второй план, он словно находится "за кадром", предоставляя возможность послушать счастливые голоса влюблённых. В авторской речи и разговоре молодых людей соединяются в единое целое как неотъемлемая часть мира бытовое и бытийное, приземлённое и возвышенное: "пахучие битки с луком" и "росистый парк", визжание качелей и ветер, запах из кухни и запах росы. Души героев переполнены восторженной любовью, которая распространяется и на окружающий мир. Они восхищаются первой звездой, молодым месяцем. Их речь становится поэтичной и возвышенной. Девушка замечает с радостью и тонкий серпик месяца. и его золотые рога, и "зелёное - зелёное небо" над озером. Чувство единения с миром и друг с другом - главное во внутреннем состоянии влюблённых в этой сцене. В словах барышни с синими глазами этот летний вечер приравнен к целой жизни: "Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет..." Герой цитирует Данте, и мгновение любви сливается с вечностью:"Данте говорил о Беатриче: "В её глазах - начало любви, а конец - в устах". Сцена в аллее представляет собой развязку действия. Счастью героев ничто не мешает: дедушка, "севастопольский герой" с костылём, "только с виду грозен". Влюблённые чувствуют, что короткий миг счастья прошёл, и "лучше уже не будет". Мы прочли один из 38 рассказов Бунина о любви, ощутили и радость короткого земного бытия, и элегическую грусть по утраченному мгновению. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|