Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблематика, герои, сюжет рассказа Л. Н. Толстого «После бала». (ЕГЭ по литературе)

Лев Николаевич Толстой с детства и до глубокой старости был один и тот же: всю жизнь он искал зелёную волшебную палочку, на которой написана тайна о том, как сделать всех людей счастливыми. Его любимые герои стремятся "быть вполне хорошими", пытаются открыть смысл жизни, назначение человека на земле.

К таким думающим людям относится и иван Васильевич из рассказа "После бала", написанного в 1903 году. Это произведение имеет кольцевую композицию. Действие его происходит в восьмидесятые годы девятнадцатого века.

Рассказчик - "всеми уважаемый человек", мыслящий, правдивый, искренний, скромный, говорящий увлечённо и убедительно. Доказывая правильность своих мыслей, он приводит в пример эпизоды из собственной жизни. Читатель сразу же проникается доверием к такому рассказчику. В обществе речь зашла о том, что "для личного самосовершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди".

Таким образом, философской проблемой рассказа является проблема нравственного самоусовершенствования. Иван Васильевич утверждает, что "всё дело в случае", который может внутренне изменить человека. Рассказчик задаётся вопросом: может ли человек "сам по себе понять, что хорошо, что дурно". Как формируется понятие добра и зла: под влиянием среды или это понятие заложено в самом человеке? В рассказе ставится проблема ответственности человека за существующее в мире зло.

Иван Васильевич подчёркивает, что вся его жизнь "сложилась так или иначе не от среды", а от одного утра. История рассказчика произошла в сороковые годы девятнадцатого века. Пожилой, умудрённый опытом и жизнью герой смотрит на себя с временной дистанции в сорок лет. история делится на две части: на балу и после бала.

Описанию сцены бала предшествует своеобразная экспозиция, в которой Старый Иван Васильевич рассказывает о себе в молодости, указывая на тогдашнее своё "недумание". Студент провинциального университета, он жил "как все": учился, веселился, завёл лихого иноходца, "катался с гор с барышнями", "кутил с товарищами". Это было время самой сильной любви к дочери полковника Вареньке. Юноша чувствовал себя "каким-то неземным существом, не знающим зла и способным на одно добро". Своей любовью герой обнимал весь мир, а к отцу Вареньки испытывал "какое-то восторженно-нежное чувство". В сцене бала важное значение имеет портрет полковника, в котором подчёркивается его сходство с Николаем 1 и "ласковая, радостная улыбка, как и у дочери".

К значимым деталям относится и замшевая перчатка. Прежде чем начать танцевать мазурку, Пётр Владиславович натягивает на правую руку перчатку и при этом произносит: "Надо всё по закону". Думаю, эта фраза - жизненное правило полковника.

Особенно умилили влюблённого молодого человека старые опойковые сапоги Петра Владиславовича. Перед нами заботливый отец, жертвенно отказавшийся от модных сапог, "чтобы вывозить и одевать любимую дочь".

После бала молодой человек не может заснуть и отправляется побродить по городу. Невольно он оказывается возле дома Вареньки.

В душе влюблённого "всё время пело и изредка слышался мотив мазурки". Но вот из мира реальной действительности прорывается "какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка". теперь вместо белого платья Вареньки - чёрные мундиры солдат. Вместо "сияющего зарумянившегося с ямочками лица и ласковых, милых глаз" любимой девушки - "сморщенное от страдания лицо" беглого татарина. Вместо заботливого и любящего отца - жестокий человек, который руководит экзекуцией. Своей сильной рукой в замшевой перчатке полковник бьёт по лицу "малорослого, слабосильного солдата" за то, что тот "недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина".

Важно, что эта безобразная сцена происходит в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье. "Братцы, помилосердуйте", - всхлипывал жалобно наказываемый. Но братцы не милосердствовали. Читатели приходят к выводу, что государственный закон и христианская заповедь о сострадании и всепрощении противоположны по своей сути.

Что же произошло с рассказчиком, ставшим свидетелем этой экзекуции? Он испытал сильное нравственное потрясение, но понять произошедшего не мог. Герой не поступил ни на военную, ни на какую другую службу, а его любовь к Вареньке "пошла на убыль".

Это и был тот случай, который переменил всю жизнь Ивана Васильевича. Он понял, что состояние общества ненормально, и единственное его решение - "неделание", то есть неучастие в этом зле, что царит вокруг.

Человек несёт ответственность за свои поступки, и нравственный выбор зависит только от него самого. Счастливым быть он не имеет права, пока существует зло и страдание.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.