|
Творчество А. де Ламартина и П.-Ж. де Беранже (Литература XIX века)Ламартин и Байрон: религиозное мировоззрение Ламартина, концепция христианского смирения в свете рефлексии поэта о бунте Образ Байрона для многих поэтов был источником вдохновения. Байрон для Ламартина — олицетворение величия, воплощение идеи божественного предназначения поэта. Но при этом Ламартин не считает Байрона всечеловеком: для него это титан, но титан, которому свойственны человеческие качества, он не обладает безграничными возможностями. Ламартин восхищается творчеством Байрона, но не симпатизирует его мотиву бунтарского духа. Он отстаивает свою религиозную идею. Для Ламарптина человек — творение Бога, потому человек преклоняется перед своим творцом. По мере своих духовных исканий Ламартин от восхваления природы приходит к пониманию Бога как воплощения высшей воли, руководящей всем сущим, включая человеческие судьбы: О свет, где ты теперь? Шар солнца огнецветный, Куда ты канул? Ночь, и облака, и дым, И пена волн, и прах, и ты, мой взор заветный, Куда летите вы? Куда мы все летим? К Тебе, кто все объял! К Тебе, пред кем мгновенно Все бытие звезды! К Тебе, в ком ночь и день! В ком брег и океан, прилив, отлив вселенной! В ком всё, что в мире есть, исчезнет словно тень! Поэт посвятил Байрону знаменитую поэму «Человек». Для поэта Байрон — это «властитель дум». Концепция произведения заключается в неком споре с Байроном. Несмотря на то, что Байрон для Ламартина поистине великий человек и художник слова, он не может познать этот мир до конца. Начало поэмы Ламартин посвящает обращению к Байрону: «Кто бы ты ни был, Байрон, добрый или роковой дух, я люблю дикую гармонию твоих симфоний, подобно тому, как я люблю шум грома и порывов ветра, переплетающихся во время бури с голосом потоков воды». Байрон для многих поэтов того века был титаном. В данном произведении противопоставлены друг другу христианская идея ограниченности человеческих возможностей, которую представляет Ламартин: Мы слабы. Как и ты, блуждаю я во тьме; Творец — художник наш, а мы — его махины; Проникнем ли его начальные причины? Единый тот, кто мог всё словом сотворить, Возможет мудрый план природы изъяснить! Я вижу лабиринт, вступаю — и теряюсь; С другой стороны, титанизм, который представляет Байрон: И ты, Байрон, паришь, презревши жалкий мир: Зло — зрелище твое, отчаянье — твой пир. Твой взор, твой смертный взор, измерил злоключенья; В душе твоей не бог, но демон искушенья: Как он, ты движешь всё, ты — мрака властелин. Поэт раскрывает идею о том, что подобный бунт разума, он бессмыслен, так как невозможно дойти в этом до конца. Ламартин считает, что человек рождён не для этого. Поэт убеждён в том, что нужно полюбить это божественное рабство и благодарить за него творца: С одною истиной прочна бывает слава. Склони пред ней главу, надменный великан! Теки, спеши занять потерянный твой сан Среди сынов, благим отцом благословенных, Для радости, любви, для счастья сотворённых!.. Одним из сборников Ламартина является «Поэтические и религиозные созвучия», в котором раскрыты религиозные представления поэта. Основное положение — поэты могут познать настоящее счастье и ощутить истинное вдохновение, только в гармонии с божественным.
Массовая песня в творчестве П.-Ж.-де Беранже. Народные мотивы в поэзии Беранже Беранже долгое время посвящает поискам того жанра, который смог воплотить его поэтические идеи. В своих поисках он приходит к жанру застольной песни. Сначала в застольных песнях поэт воспевает все, что чувствует и видит: вино, радости, увлечения, любовь. Поначалу его песни не имеют ни социального, ни политического характера. Найдя идеальный для себя жанр массовой песни, Беранже выходит на новый этап творчества. По словам поэта, источником его вдохновения был народ, потому песни его были для народа, то есть несущие в себе истинный смысл в доступной форме. Например, в стихотворении «Беднота» Беранже раскрывает демократические идеи бытия: он говорит, что жизнь бедняков намного полезнее, потому что она более содержательна, богатые же, деградируя, живут и паразитируют общество. Темы поэзии Беранже — народная жизнь и политическая борьба во Франции. Беранже в своих стихах выражал восхищение честностью народа, его прямотой. Поэт часто обращаются к образу простых людей: стихотворения «Рыжая Жанна», «Старик бродяга», «Нищая» и др. Стоит отметить, что всех творческих людей Беранже призывал оставаться верными народу, а не богатым. В его стихах все трудящиеся призваны установить мир на Земле. Беранже стремится быть понятным всем — будь то крестьянин или ремесленник. Песенный жанр отвечает этому стремлению к массовой доступности. И обращение к песням в его стихах — это результат слияния самого поэта с народным духом, результат понимания поэтом народа. Беранже смотрит на политические проблемы Франции глазами простых людей. Беранже поднимал социальные темы, очень часто в сатирическом ключе. Лирический герой в его произведениях очень часто какой-то политический деятель, так ярким примером является стихотворение «Король Ивето». Вот так славный был король! Не забыл народ о нем! Есть портрет его старинный: Он висит над кабачком Вместо вывески рутинной. В праздник там толпа кутит, На портрет его глядит И кричит (Ха, ха, ха! Ну не смешно ль?): Помимо этого, могут быть и образы простых людей — простая народная масса. Примерами таких образов являются старые солдаты, ветераны армий революции и Наполеона. Беранже искренне видел в них политически развитую часть народа. Во французской поэзии 19 века. Беранже был первым певцом народа. В народе его восхищала простота, честность, патриотизм, бескорыстие и многие другие достоинства. Я не могу быть равнодушен Ко славе родины моей. Теперь покой её нарушен, Враги хозяйничают в ней. Я их кляну. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Никульникова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|